Опрос

Активных опросов пока нет. Можно посмотреть результаты предыдущих голосований.


Форум

10 августа 2011

Художник Баженов — «Жизнь в мире знаков»

Справка PM

Владимир Баженов

Художник

В 1974 г. окончил художественное училище, отделение графики. Получил диплом «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (книжная графика).

Работал в Художественном Фонде Союза художников, художественным редактором в ИПК «Дальпресс», преподавал графику малых форм во ВГУЭС.

Сотрудничал с Дальневосточным книжным издательством, Торгово-промышленной Палатой СССР.

Последние 15 лет работает для себя в области знаков и сюжетной графики.



Интервью из архива

В настоящее время создание логотипов поставлено на поток. Сегодня  можно найти предложения по созданию товарных знаков за любые деньги и в любые сроки. На этой неделе мы пообщались с Владимиром Баженовым, профессиональным художником,  который одним из первых в Приморском крае начал заниматься логотипами. К своим работам он подходит, что называется, «от художественной школы». Они известны всем, это визуальные образы таких компаний как «ВМТП», «Пивоиндустрия Приморья» и даже герб Приморского края, в то время как молодому поколению специалистов может показаться, что эти образы существовали всегда. О взгляде на рекламный рынок глазами художника, об отношении к современному производству торговых знаков и об изменениях, которые произошли в дизайне логотипов за последние 15 лет, читайте в нашем интервью.

PMКак Вы, профессиональный художник, пришли к созданию логотипов?

 Для разговора примем за основу усреднённый термин ЗНАК. В 1975 году начал сотрудничать с ТПП (Торгово-промышленная палата СССР). Был забавный период. Были заказы на Знаки, а делать их было некому, этому не учили. В среде художников это считалось никчемным занятием, мелочью. А когда узнавали, что работу будут проверять в Москве спецы-патентоведы, то это отбивало охоту вовсе. Мне интуиция, что-ли, подсказала, что у этого направления есть будущее, и я стал довольно плотно им заниматься. Как график по образованию, встроил систему знаков в свою деятельность так, чтобы не мешали станковой графике. А так как жил среди художников-живописцев, наслушался разного по поводу знаковых работ. Время всё ставит на свои места, сейчас это направление стало даже престижным и занимаются этим все, кому не лень. Но даже сейчас художники-профи крайне редко занимаются символикой. Знак — это тайна, и если нет интереса раскрыть её, то ничего не получится. Себе я выбрал схему работы, похожую на «волну».


Принцип «волна» (увеличить)

Делай знак, потом картинку, и снова знак. То есть, переключайся на разные темы. Никогда не делаю два проекта сразу, только одна проблема, примерно на месяц. Не три-пять дней, за это время не реально даже осмыслить тему, а сделать сотню версий — просто фантастика.

PMВ каком году вы нарисовали первый логотип? Что это была за компания?

 Одним из первых знаков в 1974-75 годах был знак Дома Быта (район 2-й Речки, позже, Универсам). Признаться, с трудом нашёл в архиве эту фотокопию (в то время на регистрацию посылали чёрно-белые фотокопии знаков). Компов и принтеров не было. 


Знак «Дом быта»

Я не эксперт ни по геральдике, ни по знакам. Главный эксперт в России по геральдике г-н Вилинбахов. В геральдике, слава богу, много весьма консервативных канонов и правил, сложившихся веками, что помогает сохранить «красную нить» в построении гербов. Этот графический мир несколько отличается от мира знаков, где превалирует фантазия, творчество, иногда хорошее хулиганство. Художнику знаков нужно выстраивать свои рамки в соответствии с техническим заданием, личными способностями, учитывать законы патентного ведомства. В геральдике и знаках много общего, но всё равно, это разные планетные системы. Объединяет их то, что везде широкое поле для творчества.
Вы говорите, что можете «читать логотип». Какие элементы отвечают за его информативность? Любой логотип можно прочесть или есть какие-то логотипы — чисто  «айдентика» (индентификация)? Что нужно использовать, чтобы создать информативный логотип?
Символы доступны для любого человека. Тому, кто сам их создаёт, легче «плавать» в огромном количестве символов, так как он запоминает и плохие и хорошие, дабы отложить их в свой мозговой сервер для аналитики и для того, чтобы не «наступить» на чужой знак в своей работе. А обыватель помнит только модные, да и те, что часто мелькают в СМИ. Не все символы читаемы, не все логичны. Многие строятся по принципу случайных сочетаний букв. В графике не всегда отражена деятельность компаний. Но они бывают запоминаемы именно этим «случайным» решением. Когда знак становится информативным на 100%, это уже не знак, а роман о фирме, всё есть, но скучно и сложно. Ведь знак — это некая тайна, которую зритель должен сам попытаться раскрыть, но эта тайна должна иметь элегантную художественную упаковку в виде графического решения.
Вы подходите к созданию логотипа, что называется, «от художественной школы» — чем отличается такой подход от принятого, какой получается результат?
Проще сказать так: кто умеет рисовать и соображать, тот делает базовую, эскизную часть вручную, получая удовольствие от карандашной линии. Кто окончил компьютерные курсы, но рисует слабо, работает на экране. Мне ближе ручная работа с последующим переводом на последнем этапе в электронную версию. Дело не в том, как, а что получается в итоге. Результат — этого от нас ждёт Заказчик. «Кухня» его не интересует. Автор выбирает «кухню» под себя, свои способности и техническое оснащение. Есть маленький аспект, для меня он очень важен. Если работу делать без удовольствия, результат будет сухой, формальный, ремесленный. В этом деле нужен кураж, это не всегда бывает, но если он есть, знак будет сделан.
Вы, в первую очередь, художник. В нашей стране не существует авторских прав художника на логотип. Компании не платят «роялти», автора работы никто не знает. Как вы к этому относитесь? Считаете ли данную ситуацию правильной?
В стране законов более, чем. Смотрите Гражданский кодекс РФ, Часть 4-я, от 18.12.2006 г. №230-ФЗ. Это об авторском праве. О вознаграждении каждый решает по обстоятельствам, здесь много факторов играют роль. По поводу неизвестности автора знаков, к этому нужно привыкнуть сразу, его знает узкий круг людей, думаю, нужно переболеть авторским тщеславием и всё будет идти в рабочем порядке. Ваша слава и умение переходят в собственность фирмы, носящей ваш знак. Я не знаю автора знака SHELL, но знаку 178 лет, он совершенен, это и есть удел автора. Хороший знак переживает автора во времени. Таковы правила игры. Вещи остаются, имена — не всегда.
Вы часто заостряете внимание на том, что логотип должен быть «охраняемым», т.е. чтобы его можно было легко запатентовать. Что нужно для этого на этапе разработки дизайна?
Да, я стараюсь убедить Заказчика запатентовать знак — это в его интересах. В зарегистрированный знак можно спокойно вкладывать деньги для проведения рекламных компаний. Масса примеров, когда фирмы с 10-15-летней историей пытались зарегистрировать свой знак и не смогли, т.к. это нужно делать сразу, они не смогли получить патент только потому, что много лет назад поручили делать это слабому художнику или делали сами с целью экономии средств. А потом фирма несёт колоссальные убытки, нужно убрать старую рекламу и вложить деньги в новую. Чтобы были максимальные шансы запатентовать символ, просто нужно банально честно отработать много версий, «копать» глубоко и суметь выбрать из этого количества одну, опять же опираясь на личный опыт и интуицию. Постараться убедить Заказчика в своей правоте, что не всегда получается. Думаю целесообразно предупредить Заказчика, что делаете знак не лично ему, а структуре. Хотя, это не понравится Заказчику, но в  этом есть правда и логика. Структуры остаются, хозяева меняются по разным причинам. Если Заказчик не глуп, он поймёт вашу позицию и примет её. И ещё: главный Цензор работы — автор, а выбор знака — это компромиссы с Заказчиком. Идеально — это 100%-е доверие к автору, но это нужно заслужить работами.
Вы следите за новыми тенденциями в дизайне? Сегодня многие логотипы представляют собой не какую-то картинку, а просто красиво написанное название — как вы относитесь к этому? Это патентуемо?
Следить специально нет необходимости. Занимаюсь этим много лет и всё считывается автоматически в память. Просто идёт смена поколений художников. Всё упрощается до предела, работать много и кропотливо, делать широкий поиск стало нерентабельно. Проще делать «пуговицы», с аббревиатурой внутри и объёмчиком по фону. Это недолго, но как же они похожи. Все эти механизмы довольно понятны. Эти перепады были и 20 и 30 лет назад. Они, видимо, связаны с тем, какие модные тенденции появляются в центре, провинция реагирует и повторяет. Но мода проходит, а классика остаётся. Классикой я называю ассоциативные символы. В России много способных ребят, но попадая в среду, где идёт гонка, поток заказов, человеку просто некогда «заточить» себя под отдельный вид творчества, да и не дадут ему этого сделать. Правила игры в коллективе иные. Просто красивое слово — это уже хорошо. Если ещё и смысловое значение не имеет аналогов — ещё лучше, а ручное письмо придаёт слогану статус оригинальной графики. Вот и высокий шанс для патента. Были случаи, когда одно слово выводило фирму в лидеры по продажам. 
Что изменилось в дизайне логотипов, работе с клиентом и т.д. за N лет, что вы этим занимаетесь?
В работе с клиентом за последние 10-15 лет практически ничего не изменилось. Я по-прежнему с Заказчиком общаюсь у себя в мастерской, считаю: мы должны знать друг-друга по определению лично, практически все вопросы решаем в спокойной обстановке, иногда спорим, пытаемся найти компромиссы. По сети, к сожалению, многие вопросы решают помощники, но я этой схемой не пользуюсь (кроме иногородних). Я так привык работать без спешки, гонки, только с одним проектом и думаю, менять в этой схеме ничего не буду. По поводу изменения в дизайне на эту тему можно говорить много. Но соль в том, что изменился не дизайн. Изменились люди и их отношение к делу, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Хотя, случается увидеть, ну очень нахальные в хорошем смысле значки, а это уже позитивно.

PMВы эксперт по геральдике, как это находит отражение при разработке логотипов компаний?

Я не эксперт ни по геральдике, ни по знакам. Главный эксперт в России по геральдике г-н Вилинбахов. В геральдике, слава богу, много весьма консервативных канонов и правил, сложившихся веками, что помогает сохранить «красную нить» в построении гербов. Этот графический мир несколько отличается от мира знаков, где превалирует фантазия, творчество, иногда хорошее хулиганство. Художнику знаков нужно выстраивать свои рамки в соответствии с техническим заданием, личными способностями, учитывать законы патентного ведомства. В геральдике и знаках много общего, но всё равно, это разные планетные системы. Объединяет их то, что везде широкое поле для творчества.

PMВы говорите, что можете «читать логотип». Какие элементы отвечают за его информативность? Любой логотип можно прочесть или есть какие-то логотипы — чисто  «айдентика»? Что нужно использовать, чтобы создать информативный логотип?

 Символы доступны для любого человека. Тому, кто сам их создаёт, легче «плавать» в огромном количестве символов, так как он запоминает и плохие и хорошие, дабы отложить их в свой мозговой сервер для аналитики и для того, чтобы не «наступить» на чужой знак в своей работе. А обыватель помнит только модные, да и те, что часто мелькают в СМИ. Не все символы читаемы, не все логичны. Многие строятся по принципу случайных сочетаний букв. В графике не всегда отражена деятельность компаний. Но они бывают запоминаемы именно этим «случайным» решением. Когда знак становится информативным на 100%, это уже не знак, а роман о фирме, всё есть, но скучно и сложно. Ведь знак — это некая тайна, которую зритель должен сам попытаться раскрыть, но эта тайна должна иметь элегантную художественную упаковку в виде графического решения.

PMВы подходите к созданию логотипа, что называется, «от художественной школы» — чем отличается такой подход от принятого, какой получается результат?

 Проще сказать так: кто умеет рисовать и соображать, тот делает базовую, эскизную часть вручную, получая удовольствие от карандашной линии. Кто окончил компьютерные курсы, но рисует слабо, работает на экране. Мне ближе ручная работа с последующим переводом на последнем этапе в электронную версию. Дело не в том, как, а что получается в итоге. Результат — этого от нас ждёт Заказчик. «Кухня» его не интересует. Автор выбирает «кухню» под себя, свои способности и техническое оснащение. Есть маленький аспект, для меня он очень важен. Если работу делать без удовольствия, результат будет сухой, формальный, ремесленный. В этом деле нужен кураж, это не всегда бывает, но если он есть, знак будет сделан.

PMВы, в первую очередь, художник. В нашей стране не существует авторских прав художника на логотип. Компании не платят «роялти», автора работы никто не знает. Как вы к этому относитесь? Считаете ли данную ситуацию правильной?

 В стране законов более чем достаточно. Смотрите Гражданский кодекс РФ, Часть 4-я, от 18.12.2006 г. №230-ФЗ. Это об авторском праве. О вознаграждении каждый решает по обстоятельствам, здесь много факторов играют роль. По поводу неизвестности автора знаков, к этому нужно привыкнуть сразу, его знает узкий круг людей, думаю, нужно переболеть авторским тщеславием и всё будет идти в рабочем порядке. Ваша слава и умение переходят в собственность фирмы, носящей ваш знак. Я не знаю автора знака SHELL, но знаку 178 лет, он совершенен, это и есть удел автора. Хороший знак переживает автора во времени. Таковы правила игры. Вещи остаются, имена — не всегда.

PMВы часто заостряете внимание на том, что логотип должен быть «охраняемым», т.е. чтобы его можно было легко запатентовать. Что нужно для этого на этапе разработки дизайна?

 Да, я стараюсь убедить Заказчика запатентовать знак — это в его интересах. В зарегистрированный знак можно спокойно вкладывать деньги для проведения рекламных кампаний. Масса примеров, когда фирмы с 10-15-летней историей пытались зарегистрировать свой знак и не смогли, т.к. это нужно делать сразу, они не смогли получить патент только потому, что много лет назад поручили делать это слабому художнику или делали сами с целью экономии средств. А потом фирма несёт колоссальные убытки, нужно убрать старую рекламу и вложить деньги в новую. Чтобы были максимальные шансы запатентовать символ, просто нужно банально честно отработать много версий, «копать» глубоко и суметь выбрать из этого количества одну, опять же опираясь на личный опыт и интуицию. Постараться убедить Заказчика в своей правоте, что не всегда получается. Думаю целесообразно предупредить Заказчика, что делаете знак не лично ему, а структуре. Хотя, это не понравится Заказчику, но в  этом есть правда и логика. Структуры остаются, хозяева меняются по разным причинам. Если Заказчик не глуп, он поймёт вашу позицию и примет её. И ещё: главный Цензор работы — автор, а выбор знака — это компромиссы с Заказчиком. Идеально — это 100%-е доверие к автору, но это нужно заслужить работами.

PMВы следите за новыми тенденциями в дизайне? Сегодня многие логотипы представляют собой не какую-то картинку, а просто красиво написанное название — как вы относитесь к этому? Это патентуемо?

 Следить специально нет необходимости. Занимаюсь этим много лет и всё считывается автоматически в память. Просто идёт смена поколений художников. Всё упрощается до предела, работать много и кропотливо, делать широкий поиск стало нерентабельно. Проще делать «пуговицы», с аббревиатурой внутри и объёмчиком по фону. Это недолго, но как же они похожи. Все эти механизмы довольно понятны. Эти перепады были и 20, и 30 лет назад. Они, видимо, связаны с тем, какие модные тенденции появляются в центре, провинция реагирует и повторяет. Но мода проходит, а классика остаётся. Классикой я называю ассоциативные символы. В России много способных ребят, но попадая в среду, где идёт гонка, поток заказов, человеку просто некогда «заточить» себя под отдельный вид творчества, да и не дадут ему этого сделать. Правила игры в коллективе иные. Просто красивое слово — это уже хорошо. Если ещё и смысловое значение не имеет аналогов — ещё лучше, а ручное письмо придаёт слогану статус оригинальной графики. Вот и высокий шанс для патента. Были случаи, когда одно слово выводило фирму в лидеры по продажам. 

PMЧто изменилось в дизайне логотипов, работе с клиентом и т.д. за то время, что вы этим занимаетесь?

 В работе с клиентом за последние 10-15 лет практически ничего не изменилось. Я по-прежнему с Заказчиком общаюсь у себя в мастерской, считаю: мы должны знать друг-друга по определению лично, практически все вопросы решаем в спокойной обстановке, иногда спорим, пытаемся найти компромиссы. По сети, к сожалению, многие вопросы решают помощники, но я этой схемой не пользуюсь (кроме иногородних). Я так привык работать без спешки, гонки, только с одним проектом и думаю, менять в этой схеме ничего не буду. По поводу изменения в дизайне на эту тему можно говорить много. Но соль в том, что изменился не дизайн. Изменились люди и их отношение к делу, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Хотя, случается увидеть, ну очень нахальные в хорошем смысле значки, а это уже позитивно.

 

Некоторые работы Владимира Баженова (увеличить):

Слева-направо: ОАО «Пивоиндустрия Приморья», балетная школа, институт глубоководных аппаратов ДВО РАН, марка для художника С. Черкасова, медоборудование «Eximed» (США), ВМТП, «Зеленый зонт», Олимпийская символика, торговая марка «Сушок», ООО «Викинг», группа компаний «Шинтоп», производственно-торговый комплекс «Океан технологий», торговая марка «Морика», герб Приморского края, институт ДВО РАН, рыбодобывающая компания «Восток-Запад», магазин «Мебель-Град», Кировский лесхоз, «Дом Быта».

С Владимиром беседовал Дмитрий Родинко
Система Orphus

+2
10 августа 2011 в 18:51
|
Показать комментарий?
Хорошее интервью.
0
11 августа 2011 в 9:54
|
Показать комментарий?
Отличное интервью! Про наличие смысла и загадки у знака (лого) - в самую точку. А то клепают щас красивую но бессмысленную хрень повсеместно.
0
23 августа 2011 в 13:33
|
Показать комментарий?
А то клепают щас НЕ красивую И бессмысленную хрень повсеместно.
+2
23 августа 2011 в 13:31
|
Показать комментарий?
Спасибо! Мы с большим уважением относимся к Владимиру Степановичу и его работам. Также являемся сторонниками работы вручную и без спешки. Согласен с тем, что знак - это важный объект капиталовложения. К нему необходимо относиться серьезно, тщательно выбирать исполнителя, а по готовности регистрировать в Роспатенте.
Знаки являются отражением культуры общества. В России большинство знаков ужасно безнадежны, увы. В то время как, например, в Западной Европе сложно встретить плохой знак, логотип, вывеску...
Знаки имеют свойство устаревать. Конечно есть исключения, но даже мощные бренды раз в несколько лет проводят модернизацию или ребрендинг.
Также хотел бы заметить, что жизнь нынче ускоряется. Количество знаков в мире растет в геометрической прогрессии, поэтому придумать что-то совершенно новое - это пожалуй и есть самая сложная задача. Практически любые формы и образы уже где-то использовались. Но не нужно сдаваться, всё выполнимо :)
Еще раз спасибо, Владимир Степанович, за Вашу работу.
Регистрация
Забыли пароль?

Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте