Опрос

Активных опросов пока нет. Можно посмотреть результаты предыдущих голосований.


Форум

6 июля 2011

«Барьеры придумываются для того, чтобы лежать на диване и ничего не делать»

Справка PM

Глеб Архангельский

Генеральный директор компании «Организация времени»

Эксперт в области управления временем. Генеральный директор компании «Организация времени». Автор книг по тайм-менеджменту, среди которых «Организация времени» и «Тайм-драйв».

Закончил факультет прикладной математики Санкт-Петербургского государственного университета. Работал в ЗАО АКБ «Банкирский дом» помощником председателя правления по вопросам стратегического планирования. Руководитель корпоративных проектов внедрения тайм-менеджмента в компаниях РАО ЕЭС, Русский стандарт, Вимм-Билль-Данн и др. Преподаватель Президентской программы в РЭА им. Плеханова.

Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой тайм-менеджмента Московской финансово-промышленной академии. Обладатель звания Microsoft Most Valuable Professional в области Outlook. Обладатель звания «Предприниматель года — 2009» в номинации «Образование и развитие бизнеса».



Интервью из архива

38
Деловой завтрак с Даниилом Гайдуковым

Некоторое время назад Владивосток посетил Глеб Архангельский — человек, которого по праву можно назвать «отцом российского тайм-менеджмента». Мы поговорили с ним о том, как людям, решившим научиться управлять собственным временем, решить вопрос самомотивации, какие средства использовать при организации времени на практике и о том, какие барьеры могут встретиться на пути у тех, кто хочет найти со временем общий язык.

PMКак вы пришли к теме тайм-менеджмента? Почему именно это стало вашим основным направлением в деятельности?

 К тайм-менеджменту я пришел исключительно из-за личной проблемы — приходилось успевать между учебой, работой, водительскими курсами, занятиями по английскому языку и так далее. Я начал искать книги по научной организации труда, применять прочитанное на практике и увидел, что если грамотно заниматься временем, то его становится больше.

Немного позже, я пришел к выводу, что данный вопрос актуален не только для меня, но и для банка, где я на тот момент работал помощником председателя правления по вопросам стратегического планирования. После внедрения там системы организации времени, стало понятно, что организацией времени можно заниматься профессионально, поскольку данная проблема весьма остро стоит, как перед бизнесом, так и перед страной в целом. Имея опыт работы в банке, я начал консультировать по вопросам организации времени как на личном, так и на корпоративном уровне. Спустя некоторое время появилась компания «Организация времени».

PMО чем вы рассказываете на мастер-классах?

 Самый классический мастер-класс, рассчитанный в первую очередь на руководителей предприятий  — это «Тайм-менеджмент для первых лиц». Его два основных лейтмотива — это личная эффективность (как человек планирует свой день, какие ставит перед собой цели, задачи и что делает для их достижения) и корпоративные стандарты (то есть, ак происходит управление временем в компании).

Надо сказать, что время — это один их основных ресурсов в любой организации. Скорость работы с клиентами и выполнения внутренних процессов — очень серьезный фактор конкурентоспособности. Чем быстрее ты делаешь свою работу, тем более ты востребован на рынке.

PMКак вы считаете, тайм-менеджменту и вообще самоорганизации можно обучить любого человека?

 Вы знаете, этот вопрос я всегда сравниваю с навыком публичных выступлений. Есть люди, которые от природы не испытывают трудностей при выступлении перед публикой и есть люди которые в силу разных причин этого очень боятся. И тех и других можно научить более качественно выступать и общаться с аудиторие й, но если первым для этого необходимо лишь отшлифовать те умения и навыки, которые у них и так имеются от природы, то другим для этого предстоит серьезно работать. Точно также дела обстоят и с тайм-менеджментом, кто-то организован и пунктуален сам по себе, кому-то с этим сложнее, но это ни в коем случае не значит, что последние безнадежны, просто им необходимо чуть больше работать над собой и тогда они тоже способны добиться определенных успехов.

PMА с какими барьерами, как правило, приходится бороться человеку, который решил управлять своим временем?

 Я бы не сказал что это «барьеры», это нечто вроде самозомбирующих мифов.

Русские люди, почему-то, придумали себе миф, что они по природе своей разгильдяи, неорганизованны, непунктуальны, что у них широкая душа, которая никуда  не помещается, и так далее. В моей коллекции самый старый ежедневник — 1851 года. Издание Императорского Генерального Штаба. Почему-то у наших предков во времена Пушкина, Гоголя, Достоевского подобных вопросов не возникало. В то время специальные ежедневники были у чиновников, бухгалтеров и даже у культурных людей, где печаталась, например, афиша театров и тому подобное. В советское время руководители также посещали специализированные курсы по планированию времени и это никого не удивляло. И вот вдруг, в последние пятнадцать лет мы себе зачем-то придумали, что у нас у русских какой-то особенный менталитет. Более того, могу сказать, что люди, работающие, к примеру, с Италией, Кипром, Латинской Америкой прекрасно знают, что у нас с менталитетом и тайм-менеджментом все более чем хорошо.

Русским людям скорее присуща «авральность» — оттянуть до последнего момента и сделать всё в последнюю ночь. Причина этому, на мой взгляд — сельскохозяйственный цикл. Исторически нам, в силу климата и прочих условий, приходилось в короткое время сеять, пахать, собирать урожай и так далее. И это неплохо, в некоторых ситуациях это даже помогает, появляется возможность сосредоточиться, сконцентрироваться на конкретной цели и очень быстро что-то сделать. Например, быстро построить объекты к саммиту АТЭС (смеется).

Второй миф связан творчеством. Очень часто можно слышать вопрос: «А что, если моя работа имеет творческий характер. У вдохновения ведь нет расписания.». Давайте откроем воспоминания великих — Гоголя, Чайковского, Маяковского, Пушкина и посмотрим, занимались ли  они планированием или нет. Оказывается, что абсолютное большинство этих людей организовывали свое время, и говорили, что не нужно полагаться на вдохновение — им нельзя управлять, необходима последовательная система работы, которой в свою очередь управлять можно. Маяковский, к примеру, советовал писателям завести блокнот, не полагаться на память и записывать все самое интересное, что происходит вокруг. Соответственно в моменты, когда вдохновения не было можно открыть блокнот и вспомнить то интересное, что, возможно, забылось. Гоголь писал своему другу: «батенька, не ждите вдохновения, вдохновение — гостья редкая, и даже великие, такие, как Александр Сергеевич Пушкин, не всегда были обуреваемы вдохновением!» Важно понимать, что в любой работе есть элемент, как творчества, так и рутины.  Никто не мешает заниматься творчеством и при этом организовывать свое время.

Вообще, все эти «барьеры», люди придумывают для себя исключительно с одной целью — лежать на диване и ничего не делать.

PMВы  много ездите по стране, скажите, существует ли какая-то региональная специфика в вопросах организации времени?

 Безусловно. Я уже 10 лет езжу по различным городам и совершенно точно могу сказать, что  региональная специфика существует. Я бы сказал, что имеется какой-то темперамент, то есть южный город Ростов-на-Дону и северный Сургут по темпераменту достаточно сильно отличаются, и это накладывает свой отпечаток на управление временем. Где-то хуже с пунктуальностью, где-то плохо с выполнением обязательств, где-то низкая скорость работы в целом и так далее.

На самом деле, это всё зависит от людей, поскольку все мы разные, и все мы отличаемся.

PMКак решить вопрос внутренней мотивации, как сохранить в себе желание управлять временем?

 Это очень важная тема. К сожалению, многие люди не задумываются о том, тем ли они занимаются в жизни, в чем их призвание. Это очень существенное влияние на мотивацию. Тайм-менеджмент стоит на трёх китах. Во-первых, это цели — то есть то, чего я хочу добиться от своей жизни. Во-вторых, это планирование — то есть, какие из этих целей я превращаю в конкретные, измеримые, понятные для себя действия. И, наконец, третий кит — это самомотивация, то есть, как мне зарядить на выполнение этих действий, не потерять энергию, как осуществлять задуманные планы энергично и с удовольствием, а не через силу. Когда эти три кита работают в связке, тогда деятельность человека действительно эффективна.

Что касается целей, то в тайм-менеджменте есть такое понятие как родные цели и цели навязанные. Родные цели — это то, что соответствует жизненным ценностям человека, его личным устремлениям, призванию. То есть, делаешь ли ты то, к чему призван, или нет? И если то, чем ты занимаешься ежедневно, не соответствует родным для тебя целям, то, по большому счету, мотивации взяться неоткуда и с этим что-то надо делать. Навязанные цели — это цели, принимаемые человеком за свои, но не соответствующие его реальным ценностям. Они навязаны внешней средой, к примеру, кем ты должен работать, какое образование должен получить, какой автомобиль купить и тому подобное.

PMКакие средства эффективны при организации тайм-менеджмента на практике?

 На самом деле, средства можно использовать самые разнообразные. Самое простое, чем пользуются люди — это ежедневники. В свое время мы разработали специальный ежедневник, в котором учли более тонкие вещи, не учтенные в обычных ежедневниках. В нем имеется более тонкая матрица дня, где есть место для «слонов», «лягушек» и «мемуарников». Его самое главное отличие от обычного ежедневника, который кончается вместе с текущим годом, это наличие матрицы долгосрочных целей.

Более «продвинутые» пользуется электронными носителями. Сегодня практически в любой компании установлено специализированное программное обеспечение, это либо «Microsoft Outlook», либо «Lotus Notes», либо «Google Календарь», либо что-то другое. В независимости от ПО, в 90% случаев люди пользуются возможностями этих программ на 10%. В том же Outlook’e, например, большинство пользуется электронной почтой и только некоторые знают, что там помимо всего прочего имеется календарь. В любом программном обеспечении есть много тонкостей, о котором пользователи, к сожалению, даже не подозревают и когда им показываешь эти возможности, они очень удивляются. Важно знать инструмент, которым пользуешься. В наш век мобильности и постоянных переездов, очень хорошим подспорьем могут быть мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и так далее.

Что касается организации времени на предприятиях, то там также имеются свои, более сложные, разработки — это разнообразные системы управления документооборотом, системы управления проектами и тому подобное.

PMКакие три книги порекомендуете прочесть людям интересующимся тайм-менеджментом?

 Первая книга, которую я порекомендую, это — «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать». Она посвящена базовым аспектам личного тайм-менеджмента. На мой взгляд, начинать стоит именно с нее. Данную книгу можно найти в Интернете на нашем сайте. В ней максимально просто и пошагово дается ответ на главный вопрос современного бизнесмена: как успевать больше? Приводятся советы по организации рабочего времени и отдыха, по мотивации и целеполаганию, планированию, расстановке приоритетов, эффективному чтению и так далее. Для меня очень важно, чтобы люди знали, что имеются определенные технологии, которые помогут им успевать и достичь большего от своей жизни.

Вторая книга — это книга Яны Франк «Муза и чудовище. Как организовать творческий труд». Она поможет тем, кто самостоятельно организует свой рабочий процесс. Рекомендуется фрилансерам многих профессий и написана в первую очередь для тех, кто хочет больше успевать, не жертвуя свободным временем, и для тех, кому просто необходимо навести порядок в своих делах.

Третья книга, которую я посоветую, это книга Даниила Гранина «Эта странная жизнь». Мое знакомство с тайм-менеджментом началось именно с нее. В книге рассказывается о жизни известного советского биолога Александра Любищева. Этот человек достиг больших научных высот, был невероятно эффективным в профессиональной области, и при этом оставался хорошим семьянином, другом. За свою жизнь он проявил себя в самых разнообразных областях творчества и человеческих отношений. Одним из секретов успеха Любищева в столь разных сферах жизни было его серьезное отношение ко времени: он постоянно вел хронометраж, анализировал расходы времени, строил графики эффективности. Он много работал, очень много успевал, и при этом оставлял время для семьи, друзей и других занятий.

Эта книга произвела на меня огромное впечатление. Она интересна даже не столько с технической стороны, сколько с философской — как человеку удалось найти общий язык со временем, как это сочеталось с его личной жизнью, работой, было ли это инструментом закрепощения человека или наоборот его освобождения. Собственно, благодаря этой книге я и стал вести хронометраж, планировать время и глубже изучать тему тайм-менеджмента.

С Глебом беседовал Дмитрий Родинко
Система Orphus

+2
12 июля 2011 в 8:52
|
Показать комментарий?
Слушал пару курсов и читал несколько книг по управлению временем, лучше чем «Тайм-драйв» книги ещё не встречал, кто ещё не читал, рекомендую. Я кстати пользовался аудио вариантом, слушал в машине по дороге домой.
0
17 июля 2011 в 0:57
|
Показать комментарий?
Плюсую! Книга отличная - надо иметь и в печати, и аудио!
0
17 июля 2011 в 0:59
|
Показать комментарий?
Понравилось интервью. Хотя ничего нового, чего нет в книге не рассказал. Говорят, и на на тренингах нового не рассказывает. Всё как в книге, но зато лично. Даже незнаю - жалеть, что не сходил или нет?
+1
19 июля 2011 в 9:38
|
Показать комментарий?
Ну он на тренинге еще анекдоты травил тч... )
0
19 июля 2011 в 11:12
|
Показать комментарий?
причем пошлые :)
Регистрация
Забыли пароль?

Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте