Интервью — Реклама и Маркетинг - Приморский край - Владивосток


Опрос

Активных опросов пока нет. Можно посмотреть результаты предыдущих голосований.


Форум

15 декабря 2010

Бессмысленно читать книги по маркетингу, не имея практического опыта

Справка PM

Александр Горбунов

начальник отдела маркетинга и рекламы сети магазинов "Домотехника"

В 2001 г. окончил ДВГУ по специальности «Маркетинг». После окончания университета несколько лет проработал в компании «Офис Комфорт». С 2005 по 2008 работал в компании «Славда», имел опыт работы в компаниях «МебельГрад», «Империя мебели». С 2010 года — начальник отдела маркетинга и рекламы сети магазинов «Домотехника».



Интервью из архива

Что нужно для того, чтобы быть маркетологом? А руководителем отдела маркетинга? О том, как организовать себя и эффективную работу подчиненных, какие инструменты выбирать и чем при этом руководствоваться, а также о специфике маркетинга в разных компаниях, мы попросили рассказать начальника отдела маркетинга и рекламы сети магазинов «Домотехника» Александра Горбунова.

PM Как Вы считаете, работая в сфере маркетинга, обязательно необходимо специальное образование? Или может быть достаточно специальных курсов, семинаров? Или книг?

 Я думаю, что без образования будет очень тяжело. Я сам закончил ДВГУ по специальности «Маркетинг», это был первый выпуск маркетологов в университете. Потом проходил специализированные семинары по различным направлениям и маркетингу в том числе. Основные, фундаментальные знания получены в университете. Хотя, надо сказать, что сейчас из тех, кто заканчивал университет вместе со мной, по специальности продолжают работать только пара человек. Выйдя из университета, я понял, что использовать в практике я могу процентов 30-40 полученных знаний. Это при условии, что у нас были очень хорошие преподаватели, практикующие, а не теоретики. Со временем на базовые знания накладывается собственный опыт. Но основа обязательно должна быть. Я знаком с людьми, которые считают, что достаточно прочесть одну-две книги по маркетингу, и можно считать себя маркетологом. Мне всегда интересно, пошли бы такие люди, например, лечиться к доктору, который вместо получения образования просто прочитал две-три книги по специальности.

Ничего не могу сказать плохого о книгах, но нужно понимать, что взгляд, изложенный в них – это взгляд конкретного человека и не всегда он действительно сведущ в этой области. Тем более что преподаватель, подчеркну - хороший преподаватель, может грамотно донести информацию, а книгу каждый может понять по-своему. Кстати, многие обращаются к специализированной литературе не столько для того, чтобы узнать что-то новое, сколько для того, чтобы подтвердить свои собственные догадки. В этом случае вообще вся информация, помимо той, что интересует читателя, пройдет мимо. Я думаю, что правильно понять и интерпретировать то, что изложено в книгах, журналах по маркетингу может только человек, у которого уже есть достаточно обширный практический опыт. Тогда теория может быть адекватно переложена на практику.

PM А что Вы скажете по поводу «маркетинговой интуиции»? Сейчас такое объяснение многих действий и решений достаточно часто встречается в маркетинге.

 В России действительно есть такая проблема, и встречается она не только в маркетинге. Я считаю, что какой бы богатый опыт ни был у специалиста, принимать решения исключительно на основе собственного субъективного мнения все равно неверно. Выводы всегда должны основываться на конкретных знаниях – о рынке, потребителе, конкурентах и т.п. Особенно это касается стратегических решений. Даже гуру зарубежного маркетинга стараются полагаться на результаты исследований и анализа различных факторов, прежде чем предлагать что-либо. При каких-то форс-мажорных обстоятельствах, когда нет времени на исследования, можно принимать решение на основе своих собственных суждений. И то, это должно быть хотя бы коллективное мнение, а лучше - сформированное после консультации со специалистом. И даже в этом случае риски выше, чем при тщательном изучении ситуации.

PM Вы сами работаете в маркетинге с момента окончания университета? В каких сферах удалось поработать?

 Да, я работаю по специальности уже почти десять лет. Одним из самых значимых для меня в профессиональном развитии стал опыт, полученный в компании «Славда». Компания занимается производством и реализацией минеральной и питьевой воды и напитков на ее основе. В тот момент мы занимались разработкой и продвижением тех продуктов, которые сейчас представлены на рынке. В производственной компании очень удобно то, что ты можешь контролировать весь процесс выпуска продукции – это дает большее поле для реализации, скажем, рекламных инициатив. В непроизводственных компаниях приходится раскручивать уже готовую продукцию. Но основные методы и правила маркетинга одинаково применимы в различных отраслях. Существуют только различия в используемых инструментах, соответствующих аудитории, на которую направлена рекламная активность.

PM А где интересней? И где еще хотелось бы себя попробовать?

 Очень интересно работать в производственных компаниях. Весь процесс находится у тебя перед глазами, и вводить какие-то новшества ты можешь как на начальной стадии производства, так и при продаже товара. Торговые компании получают продукцию готовых брендов, по сути дела не зная продукта изнутри. Они работают с информацией, которую предоставляют производственники, и думают, как ее преподнести.

Что касается интересных областей: я бы назвал продуктовый ритейл. В этой сфере очень высокий спрос, люди ведь кушать не перестанут. Есть и широкое поле для деятельности в области разработки новых продуктов.

С другой стороны, более сложные задачи стоят как раз перед продвижением товаров не повседневного спроса, как, например, в бытовом ритейле. К тому же, мне, как представителю сильного пола, интересно работать с техникой, потому что она мне ближе, чем, к примеру, ювелирка или одежда. Здесь я могу оценивать что-то с точки зрения потребителя, ведь чаще технику покупают мужчины.

PM А что касается работы с людьми, а не с товарами - как организовать эффективную работу в команде, особенно творческой?

 Во-первых, все зависит от умения правильно ставить цели, я это говорю и как руководитель, и как подчиненный. Чем более доступно и четко доведены до работников цели и задачи, тем большего эффекта можно достичь. Можно объяснять хоть на пальцах, главное добиться понимания. Что касается творчества, а оно для нас является важной составляющей работы, то я считаю, что полет фантазии – это хорошо на стадии мозговых штурмов. Когда приходит черед реализации, все должно работать как механизм для достижения поставленных целей. Кроме того, нужно обладать определенными навыками менеджмента. Руководитель отдела маркетинга может быть и хорошо образованным, и иметь богатый опыт, но работать автономно, не организуя эффективную работу всего подразделения, он не сможет. Он должен суметь научить подчиненных тому, что знает сам.

PM Как вы считаете, целесообразно ли иметь большой отдел маркетинга или достаточно маркетолога, а остальную работу передавать на аутсорсинг?

 Находясь исключительно на аутсорсинге, мы чаще всего выбираем какую-то конкретную компанию и с ней работаем. Проблема в том, что через некоторое время взгляд этой компании «замыливается», перестают появляться свежие идеи, и мы движемся в определенной колее. Это не эффективно. Я не исключаю, что за теми же услугами дизайнера можно обратиться к стороннему специалисту, когда дизайнер компании перегружен работой, но это разовый случай. Что касается обширного отдела маркетинга, на мой взгляд, это значительно облегчает работу, позволяет осваивать сразу несколько направлений и не смешивать все функции в одном сотруднике. В конце концов, элементарно может не хватить человеческого ресурса.

PM Какие рекламные инструменты Вы используете сегодня? По Вашему мнению, будут ли они оставаться эффективными в ближайшем будущем или стоит задуматься о новых формах?

 Для сферы бытового ритейла наиболее эффективными являются средства, с помощью которых можно визуализировать свое предложение – здесь хорошо работают телевидение и наружная реклама. А в той же глубинке продолжает оставаться эффективной печатная реклама. Тем не менее, важно всегда учитывать, что любая рекламная кампания должна проводиться в комплексе. При выборе тех или иных средств рекламы, на мой взгляд, нужно опираться на локальные исследования. В ближайшие годы наверняка появится смещение акцентов в сторону интернет-рекламы. Здесь и пока более низкая цена, и охват активной аудитории.

PM Еще сегодня популярен перевод части или всего бизнеса в интернет…

 Здесь, по-моему, важно определить свою целевую аудиторию. Если компанию устраивает тот сегмент, который предпочитает совершать покупки онлайн, то выбор интернета, как основного инструмента продвижения и продаж, здесь очевиден. Что касается бытового ритейла – у русских людей, как не заезжена эта фраза – особый менталитет. У подавляющего большинства потребителей еще не сформировалось определенного доверия к такой форме покупок. У нас покупатели предпочитают посмотреть товар «вживую», пощупать, пообщаться с продавцами. Тем не менее, интернет развивается, поэтому логично иметь возможность осуществлять продажи как онлайн, так и в обычной рознице.

PM Сегодня в маркетинге регулярно появляются новые тенденции, свежие идеи, но мы продолжаем пользоваться традиционными инструментами. Что из последних тенденций Вы считаете перспективным и хотели бы использовать?

 Мне очень импонируют различные программы лояльности. Сейчас уже известны основные игроки на рынке, и потребитель определился со своими предпочтениями. Теперь задача всех компаний – удержать своего потребителя и привлечь на свою сторону менее лояльных, предлагая новые интересные возможности и различные бонусы.

PM Как по-Вашему, чего не хватает приморскому маркетингу?

 Мне кажется, нам нужно побольше новых креативных идей. Стараться отходить от стандартного мышления, больше изучать бы опыт коллег из западной России и зарубежных стран. Очень бы хотелось, чтобы на местном рынке, наконец, появилась качественная яркая реклама, чтобы использовались различные неожиданные ходы. Это дало бы новый толчок как к профессиональному росту местных рекламщиков, так и к выведению приморской рекламы на новый качественный уровень.

 

С Александром беседовала Анастасия Москвитина
Система Orphus

+1
15 декабря 2010 в 19:13
|
Показать комментарий?
Да, кушать люди не перестанут! Они всегда будут жрать, играть и умирать!

Но! Чиновники и взяточники, которые с важным пузом перекатываются по Парусу и покупают что лежит на полке полгода, главное чтобы подороже - единичные случаи. Всем нужно дешевле, больше и нажористее! Основной контингент он такой, он не купит колбасу Думофф за пятихат, покупают всякие обычные, которые стоют двести. И лежит этот Думофф по полгода, ждет пузатого чиновника. А сделаете дороже - ведь России все только может дорожать, все хотят ауди, коттедж и гламурную телку - ну будут покупать, скрипя зубами, матеря власть и вас взаоодно, покупать будут необходимые, но меньше, и реже. Вселенское равновесие должно соблюдаться.

А что западный опыт? Какой? Омэрика? Там страна капиталистов, дети в школах изучают основы бизнеса, пока наши дети отнимают по три яблока у Пети и у Васи. А потом эти дети подрабатвают, разносчиками пиццы и прочими читсильщиками ботинков. Пока наши дети груши околачивают после школы. Далее американские подростки откладывают свой капитал в банке, и к окончанию универа уже имеется довольно таки приличная сумма для открытия своего дела. Это у русских еще менталитет не перестроился - закончил ВУЗ, вау! Хочу ауди, коттедж и телку! Что там у нас..? Ага, давайте цены взвинтим в два раза! Люди то ведь кушать не перестанут!
0
15 декабря 2010 в 19:29
|
Показать комментарий?
очень правильное, чистенькое интревью.
+6
17 декабря 2010 в 14:49
|
Показать комментарий?
поэтому совершенно не интересное, любой студент второго курса может написать тоже самое.
где жизнь?? где примеры???
+2
17 декабря 2010 в 16:17
|
Показать комментарий?
Неистово плюсую. Такое ощущение, что автор вообще сам только что из ВУЗа, умные книжки начитался.
0
18 декабря 2010 в 12:27
|
Показать комментарий?
Согласен, скучно и не интересно. Ничего не узнал нового, хотя компания ведет активную маркетинговую политику. Кстати по поводу интернет продаж, интересно , занимается ли компания продвижением в интернете, если да, то какие виды продвижения используются (по контекстному поиску я не нашел компанию в Яндексе даже на первой странице), очевидно, что ваша ЦА является активным пользователем интернета и первичный выбор по цене, информации о продукте, потребитель легко может делать в интернете (Уверен в регионах с большим проникновением интернета(Москва), это вообще основной источник контактов), а только потом уже идти в конкретный магазин и осматривать на месте товар. Как вы оцениваете какое количество клиентов приходят к вам из сети интернет? А так же перспективы развития этого направления? И если можно, пару слов о програме повышения лояльности? что делает (на примерах желательно) и какой результат? Заранее благодарен.
–1
18 декабря 2010 в 15:00
|
Показать комментарий?
про программы лояльности дт вроде Сидоров в интервью все рассказал
0
19 декабря 2010 в 9:01
|
Показать комментарий?
на vl баннера были, помнится.
Регистрация
Забыли пароль?

Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте