Интервью — Реклама и Маркетинг - Приморский край - Владивосток


Опрос

Активных опросов пока нет. Можно посмотреть результаты предыдущих голосований.


Форум

23 марта 2010

Нельзя стать человеком, который формирует рынок

Справка PM

Сергей Соловьев

директор рекламного агентства "Business Solutions Agency"

Выпускник Института русского языка и литературы. Путь в рекламе начал в 2000 году, занимаясь продвижением телеканала МузТВ. В 2004 году открыл свое рекламное агентство, специализирующееся на креативных решениях для бизнеса.



Интервью из архива

Отвечая на вопрос "Кто Вы сейчас?", Сергей Соловьев говорит "Прежде всего влюбленный муж и любящий отец". А кроме того, он руководитель для 17 человек, партнер для 4х, совладелец для внешнего мира, просто хороший человек и интересный собеседник.

PM Сколько лет Вы работаете в рекламе?

 В рекламе с 2000 года. Я тогда вернулся с музыкальных каникул в Москве, и мой хороший товарищ Кирилл Потапенко, предложил открыть «что-нибудь» на выкупленной им телевизионной частоте. Так в городе появился канал МузТВ, и я был его первым директором. Занимался организацией, PR-проектами, промоушном этого канала.  Мы, например, сделали самый громкий по тем временам музыкальный проект: мы привезли 4 московских DJ-ев и устроили вечеринки на двух площадках. Тогда еще был клуб «Crazy»: одну площадку мы организовали внутри, а вторую построили на крыше Морвокзала. Если не рассказывать о тех сложностях, которые возникли хотя бы с доставкой оборудования на крышу, то это было интересно, ярко и на всю ночь – тогда еще милиция за громкий звук не гоняла.

Потом мне предложили должность исполнительного директора в компании Pacific Media, где я проработал до 2004 года и где так повернулась Фортуна, что мне предложили стать владельцем чего-то своего.

Мне нравится рекламный бизнес. Он в похож на Владивосток. Так получилось, что за два с половиной года я объездил очень много городов (практически всю страну), работая в компании звукозаписи. Одной из причин вернуться была понятная схема, человеческая система координат, которая принята здесь. Во Владивостоке очень четко видно, кто нормальный человек, а кто – нет. Это ясно проявляется, даже не потому, что город маленький, а просто в лихие 90-е  не завертелось здесь, как в Москве. Там ты можешь общаться с человеком, знать, что он такой же как ты, моложе тебя, приехал из Новосысоевки какой-нибудь, но он в Москве на полгода дольше тебя и говорит с тобой так, будто ты от него зависишь. И ты вынужден принимать эти правила игры, иначе у тебя не будет шанса сделать то, что ты хочешь.

Это такое лицемерие, которое во Владивостоке если есть, то на таких людей сразу показывают пальцем: «Я его знаю, он г**но-человек». А если ты человек хороший, то это априори. В рекламном бизнесе так же. Если у тебя хорошее агентство, если у тебя работают умные люди, то и репутация у тебя хорошая. Рекламная компания – это компания одного контракта. Это мое определение. Если ты плохо сработал, обманул клиента, значит, ты вообще не умеешь работать, и клиенты к тебе обращаться не будут.  Даже в коммерческом смысле, даже за какие-то откаты, даже за какие-то котлеты – они не пойдут к тебе, потому что своя репутация им важнее. Если у тебя профессиональный коллектив, если у тебя умный креатор, творческая дизайн-студия, если менеджеры понимают, о чем они говорят с клиентом, то ты будешь работать несмотря ни на что. Ни на кризис, ни на сложные отношения с заказчиком, ни на проигранные тендеры.

PM Насколько заказчик разбирается в игроках рынка рекламы? Ведь есть компании, которые работают, никак не пиарясь, которые существуют за счет сарафанного радио или вообще работают для своих.

 Мы  пример одной из таких компаний. И это была моя сознательная позиция: не существовать во внешней среде активно, не забрасывать пресс-релизами о промо-акциях сайты sostav.ru, adme.ru. Моя позиция – что главное в нашем бизнесе репутация – она сработала. Достаточно долгое время мы строим из себя шведских бессребреников, а-ля компания ИКЕА, и не участвуем в картельных переговорах с клиентами, предлагая какие-то деньги за работу с нами. Все наши основные клиенты были получены в честных тендерах. Начиная с компании ВладАвиа. Но там еще сыграло роль то, что это долгие отношения, основанные на моем глубоком уважении к руководству, это вообще мой любимый клиент.

 Уже 6 лет мы производим для них все материалы в прессу, на радио, на ТВ. Мы писали им презентационный фильм для авиа-шоу, мы сделали музыкальное оформление полетов эксклюзивной авторской музыкой. «Листья травы» - единственная владивостокская группа, которая звучит по всей стране благодаря компании Владивосток Авиа.

С Игорем Ефимовичем мы хорошо знакомы, благодаря тому, что семь лет назад мокли на взлетной полосе, подготавливая шоу к 70летию приморской гражданской авиации, два года назад мы готовили шоу к 75-летию. Мы месили грязь в поле, мы поднимались на вертолете, бросали колышек, чтобы наугад выбрать место, где будет сцена. Благодаря харизме и энтузиазму руководства, на следующий день посреди чистого поля стояла трансформаторная будка с аккуратно проложенным кабелем, засыпанным землей. Это люди, которые могут горы сворачивать.

PM Вы говорите, если у тебя хорошая репутация, каждую неделю у тебя будет новый клиент. Откуда? Если Вы не продвигаетесь массово, откуда берутся клиенты каждую неделю?

 Через два года после открытия своего агентства, я ехал по путепроводу, возвращаясь из аэропорта, я обратил внимание, что 8 из 10 имиджей наружки 3х6 были сделаны нашей компанией. Зачем мне какая-та внешняя история? Из 10 – 8, я считаю, что это очень достойный результат. У нас город не такой, где нужно кричать о себе.

Плюс, клиенты в начале 2000-х пришли к цивилизованному решению: объявлять тендеры. Более того, это была настолько интересная и веселая для клиента забава – посидеть на презентации – что на них собиралось 12-13 человек из компании.

PM Вы говорите «достойный результат». Как вообще можно оценить «результативность», успешность рекламного агентства?

 Это хрестоматийная истина. Вы считайте по биллингу, по обороту компании – и все сразу станет ясно. Есть компания «ДВ-регион», наши партнеры, так вот она в прошлом году за счет кризиса достаточно серьезно просела. Но если у них обороты упали на 20%, то у нас они увеличились на 10. Я весь год сидел и думал: «Кризис, как ужасно, как же жить, куда же нас заведет эта кривая? Как же тяжело будет работать, у клиентов сдулись бюджеты». В декабре сел, открыл базу реализации, начал считать и понял, что кризиса-то нет!

PM За счет чего росли – клиентов стало больше? Или бюджеты все-таки не сдулись?

 Ничего не стало ни меньше, ни больше. Все осталось на том же уровне. Мы не привлекли каких-то новых крупных клиентов. Ну да, была пара громких проектов, которые являются для нас бюджетообразующими, но такие проекты есть каждый год.

И я посмотрел на это и задумался, что я как руководитель, весь год занимался ерундой, печалясь о том, как трудно жить в кризисе вместо того, чтобы работать. Ведь мы могли бы заработать значительно больше.

Я еще раз скажу, что клиент, даже самый коррумпированный, самый нечестный, в сегодняшних рыночных условиях обязан проводить тендеры. И если ты сильнее, если твоя работа лучше, чем даже у самого любимого агентства клиента – это увидят все. В компании есть руководители, есть директора по маркетингу – и даже если сейчас ты не выиграешь, то твою работу заметят. И когда встанет проблема, что эту работу можешь сделать только ты – к тебе придут, тебе позвонят.

Тендеры – это наверное, самое веселое, что есть в рекламной жизни, в общении с клиентом. Это шоу, которое ты устраиваешь, продумываешь.

Нашего медвежонка DISLY мы выиграли с дичайшей историей. Мы пришли подготовленные, у нас было несколько персонажей, все было отрисовано. Кроме того, мы были первой компанией, которая начала использовать планшеты. Мы победили, и нас попросили : «Пришлите по электронной почте макеты, мы разошлем по филиалам для оценки». И шеф-дизайнер отсылает имидж с описанием. Но не тем, которое готовится для клиента, а с некой «рыбой», которая вставляется в фирменный стиль до того момента, пока не появится полное описание. Шеф-дизайнер у нас остроязычный и текст был примерно такой «Это пи***й зверек так ох***о двигается, что может надавать люлей любому интернету, от любых конкурентов». Марина, менеджер Дальсвязи,  разослала этот файл по филиалам. Come back начал раздаваться сразу: где-то гневные письма, где-то хохот. Мы посмотрели на макеты и схватились за головы. Это было шоковое состояние: мы уже выиграли тендер, мы уже в пяти минутах от подписания договора. Пришлось долго извиняться.

К счастью, компания  Дальсвязь восприняла этот момент с юмором, и по прошествии лет он стал просто забавной историей, которая воспринимается по-дружески. Про многих клиентов говорят, что они  непробиваемы, у них устоявшиеся истории, им платят откаты и они никуда не уйдут -  даже если это правда, все равно всегда своими мозгами, своей работоспособностью и своей работой, прежде всего – ты сможешь зайти к любому клиенту.

PM Работа руководителя – в чем она заключается?

 Руководитель компании занимается всем и отвечает за все. Я видел много организационных схем, и я могу сказать, что ни одна из них не подходит идеально. В свое время я выстраивал какие-то вертикали и горизонтали власти в компании: схема работы, схема подчинения, должностные инструкции – это все ненужная рутина. Будучи руководителем, нужно разбираться во всем и участвовать во всем, начиная с того, как работает уборщица,  устраивает ли секретарь остальных работников. Я вот люблю разрабатывать линейку тарифов для одного из наших клиентов. Мне нравится копаться в Гугле, смотреть на тарифы конкурентов, думать, искать, было такое или не было, а если было, то как.

PM Кто главный в агентстве? Есть ли какой-то специалист, без которого агентство рекламное невозможно как таковое? Дизайнер, может быть, копирайтер.

 В любом бизнесе главный человек тот, кто приносит деньги. Сотрудник может быть семи пядей во лбу, но при этом не приносить прибыли. Основа компании – люди, которые приносят деньги. Неважно руководитель это или клиент-менеджер, который своей настойчивостью достучался до клиента.

В нашем бизнесе не так, как в медийке, где ты говоришь: «Я вам дам скидку 50%» и к тебе все идут, потому что другие дают скидку только 10%. Мы специализируемся на креативных решениях для бизнеса, а креатив – понятие субъективное. Обычно мы приходим в компанию и говорим «У вас есть такой-то мертвый продукт», и обычно клиент уже знает, что у него проблемы с этим продуктом. Мы предлагаем ему решение, чтобы продукт ожил.

И мы беремся за задачу всей командой. У клиентов есть телефон менеджера, который с ними работает, дизайнера, который к ним приставлен, финансового директора… Что бы там ни говорили о том, что нельзя пускать клиентов к дизайнеру, есть клиенты, для которых нужно это делать: они приносят тебе полмиллиона долларов за год – их надо пускать везде. Это люди, которые мажут масло на твой бутерброд.

PM Как вы оцениваете рынок Владивостока? Растет ли он, развивается? В плане креатива и живости – насколько мы адекватны времени?

 Абсолютно адекватны. Нельзя насадить какие-то условия во время и место, которе еще не готово к ним. Рынок уникален и он сам себя регулирует: он растет, когда есть возможность и затухает, когда нет почвы для роста. Я абсолютно уверен, что нельзя быть человеком, который  может сформировать рынок.

Можно было когда-то сказать: в этом городе нет креатива. Но сейчас…  Посмотрите сколько великолепнейших работ появилось, сколько агентств, которые начинают специализироваться  только на креативе. Черный Лис, Три Точки – да, основную часть дохода приносит им интернет, но все равно про них можно сказать, что их конек – это дизайн. Множество агентств, множество талантливых дизайнеров. Вот например, химическое травление на стульях в ресторане  Republic – это ручная работа Оли Ящук. Нельзя назвать отсталым город, где есть такие работы.

С Сергеем беседовала Ирина Пономаренко
Система Orphus

0
25 марта 2010 в 15:16
|
Показать комментарий?
>«Это пи***й зверек так ох***о двигается, что может надавать люлей любому интернету, от любых конкурентов»

Круто! Вроде бы НТК хотели для своего интернета дракончика нарисовать. Вот почему передумали :lol:
Регистрация
Забыли пароль?

Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте