Опрос

Активных опросов пока нет. Можно посмотреть результаты предыдущих голосований.


Форум

2 марта 2011

«Приятно + Удобно + Красиво = Покупаю!»

Справка PM

Дмитрий Кубай

Генеральный и арт-директор студии «Черный лис»

В веб-разработке с 1998 года. В 2001 году руководил командой разработчиков сайта Примпогода.ру, непосредственно принимал участие в разработке и развитии этого сайта. С 2004 по 2007 год — директор компании IT-Project, которая работала (и продолжает работать) в области разработки программного обеспечения. С 2007 года — генеральный и арт-директор Студии «Чёрный лис», работающей в области интерактивного дизайна. С 2009 года — учредитель интернет-холдинга HQ-Media, занимающегося инвестициями в Интернет-проекты. Имеет высшее образование в области геофизики. Прошел курс «Теория и практика управления» в Азиатско-Тихоокеанской Школе с 1995 по 1998 годы. Кроме русского языка, свободно говорит на английском, знает несколько языков программирования.



Интервью из архива

В России все знают три вещи - как играть в футбол, как управлять страной и… как делать дизайн. Наверное, ни одна тема не породила столько «холиваров», сколько споров возникло вокруг вопроса: «Что же такое дизайн и какую роль он играет в рекламе?». Многие заказчики убеждены, что дизайнер – это просто человек, знающий фотошоп. Сами дизайнеры утверждают, что на деле их работа– далеко не просто рисование макетов, а главный инструмент дизайнера – вовсе не фотошоп или графический планшет. О буднях одной из самых известных студий региона «Чёрный лис» нам рассказал её генеральный и арт-директор Дмитрий Кубай.

PMДмитрий, недавно «Черный лис» отметил свое 4-летие. Что сейчас представляет собой студия?

 Хочу сказать, что мы растем, и естественным следствием этого роста является переход к более узкой специализации. Если не вдаваться в подробности, то могу определить такие направления, как брендинг, дизайн интерфейсов, прикладная графика и дизайн интерьеров.

PMПравильно я понимаю, что Вы планируете отойти от разработки сайтов под ключ?

 Веб-сайты мы продолжаем делать, но менее охотно берем на себя их техническую реализацию, смещая упор на дизайн и графическую часть. Просто нам интереснее заниматься именно дизайном и графикой, чем программированием. По каким-то причинам, клиенты готовы платить за дизайн и графику, но не готовы нормально воспринимать цифры и сроки по технической части проекта. Например, недавно мы закончили работу над дизайном сайта компании «Ратимир», а программную реализацию проекта будет делать другая студия. И нас это устраивает.

Дело в том, что техническая реализация проекта — это большой пласт работы, даже в случае применения CMS. Множество подводных камней, тестирование и отладка. Этот процесс часто перестает быть предсказуемым и затягивается на долгое время. А бюджет проектов — не резиновый.

PM«Черный лис» входит в число самых узнаваемых студий города, имеющих свой стиль. В принципе, за четыре года работы компания просто обязана была его найти. В чем «фишка» Вашей студии?

 Пожалуй, наша фишка — в ручной работе. Например, логотипы в студии создаются с нуля. Всё начинается с карандашных эскизов, и в итоге, мы приходим к конечному образу в гайдлайне. Это не быстро, но результат получается отличным. Вообще во всех направлениях мы пропускаем работу через себя. Что называется, вкладываем в нее душу.

Да, и у нас, бывает, не все получается с первого раза (Смеется). Дизайн — штука сугубо индивидуальная. Одним людям, как говорится, дано, а другим — нет. Роль личности дизайнера, художника, фотографа в этом решающая. Еще, наверное, как в кино, многое зависит от режиссера. Дизайн нуждается в постановке, и в этом смысле, многое зависит от арт-директора.

PMВы же и есть — арт-директор...

 Да. Простите, забыл представиться. (Смеется)

PMНе так давно в одном из своих докладов вы упомянули про такое направление в дизайне, как дизайн 3.0. Расскажите про это подробнее?

 Дизайн 3.0 — это относительно недавняя фишка, которую зачем-то раскручивают те, кто зарабатывает деньги на дизайнерском образовании. В первый раз я услышал об этом на докладе представителя Британской Высшей Школы дизайна в Москве примерно год назад. Это так называемый «эмоциональный дизайн». Дизайн, задача которого — побудить эмоциональную привязанность в тех, на кого он направлен.

Например, iPad 2. В твиттере про него пишут: «великолепный», «бесподобный» и прочее. Компания Apple, по всей видимости, рассчитывает на то, что он станет предметом вожделения... Кстати, большинство продуктов Apple позиционируются и продаются именно таким образом. Не за счет бешеного функционала, а потому что они, цитируя одного из поклоников, «легкие, быстрые и вообще все такие прикольные».

PMApple — это понятно. Компания инвестирует в дизайн больше, чем в произвоство — это известный факт и скорее исключение, чем правило. А другие примеры?

 Вы ведь пользуетесь твиттером? Почему? У него мало функций, можно написать коротенькое сообщение, ответить на него или переслать. Может потому и пользуетесь, что он «весь такой прикольный»? У него превосходный интерфейс. У меня он установлен на Айфоне, а есть еще программа для управления профилями в твиттере под Mac OS, так и у нее тоже интерфейс исключительный.

Да, вероятнее всего, PrimMarketing использует твиттер для работы с аудиторией, а не самого твиттера ради, но согласитесь, им пользоваться удобно. А потому приятно. И потому нравится. И – вот оно, эмоциональная привязанность! Вы решаете, пользоваться или нет, а не ваша аудитория (хотя, безусловно, это очень важный фактор). В общем, всё сложно и взаимосвязано.

PMА можете привести местный пример эмоционального дизайна?

 Начнем с «Дисленда». Это было три года назад. Функционально сайт не такой уж сложный, но эти планеты, которые мы нарисовали, каким-то чудесным образом нравятся людям.

Далее — сеть суши-баров «Маки». Кто-то как-то сказал, что этот сайт надо в рамочку повесить как произведение искусства. Или недавний пример — абонентский интерфейс компании «Владлинк» (прим. ред. - мы публиковали этот кейс в креативной ленте). Сергей Кривец (генеральный директор «Владлинка») отметил, что, во-первых, новый интерфейс нравится людям, а во-вторых число обращений в техподдержку резко сократилось, за счет того, что там всё стало понятнее.

То есть формула такая: Понятно + Удобно + Красиво = Нравится = Покупаю. Это и есть Дизайн 3.0.

PMВот она – волшебная формула успешного бизнеса? Идем в «Черный лис» и рисуем пингвинов…

 Не нужно всё понимать буквально. (Смеется) Надо думать, думать, еще думать, а потом делать. В каждом случае может быть свое решение. Где-то за счет немеренной графики, через погружение в иную реальность, где-то за счет персонажей или иконок, а где-то – наоборот, засчет минимализма.

Хочу тут пояснить, что наличие графического решения никоим образом не отменяет необходимость построения сетки, типографику, качественный контент, удобный функционал и приемлемую скорость работы. Иначе вся фишка сойдет на «нет».

PMМне кажется, что на рынке действительно бытует мнение, что если нужна «немереная графика», то это к Вам, или это действительно так?

 В нашем портфолио действительно много работ с богатым художественным оформлением. И это наверняка создает представление о том, что мы специализируемся именно на разработке тяжелых, графически насыщенных макетов. Забавно, но когда мы предлагаем заказчикам решения другого характера, которые, по нашему мнению, эффективнее решают задачу, они не хотят их воспринимать, считая их «недостаточно креативными».

Еще раз хочу обратить внимание на то, что решение должно быть адекватно задаче. Мы это пытаемся объяснять, но, к сожалению, не всегда бываем поняты. И вместо решения, которое лежит на поверхности, приходится выдумывать какие-то смысловые конструкции и находить компромиссы с функционалом.

PMА как же эпичные брифы - «чтобы всё двигалось и звучало»?

 Бывают и такие формулировки. Как правило, это личные пожелания первых лиц компании. Видимо, они таким образом пытаются реализовать свой творческий потенциал. И это хорошо, если не в ущерб проекту. В последнее время набирает популярность 3D. Хочется представить свой товар так, чтобы его, что называется, «могли повертеть». Это трудоемко, а потому недешево. Но руководители готовы пойти на дополнительные траты, чтобы получить такую вот фишку на свой сайт.

PMКто принимает основное решение «каким быть сайту» - директор или это всё же отдается на откуп маркетологам?

 Знаете, по секрету скажу вам такую вещь. Решения по нашим вопросам в компаниях принимает только генеральный директор, причем, зачастую не благодаря, а вопреки доводам маркетологов, PR-менеджеров, рекламщиков или еще кого-либо. При этом мало кто из первых лиц бизнеса думает в первую очередь об интересах целевой аудитории. Важно только то, нравится ли это им лично или нет.

PMПолучается, что целевая аудитория вашего дизайна — это топ-менеджеры, а не конечные потребители?

 Парадокс. (Смеется). Понимаете, если гендиректор не утвердит нашу работу, мы не получим денег. Был случай, когда уже согласованный всеми проект «заворачивал» босс, потому что «сайт не вмещается в экран его ноутбука полностью». Еще один интересный момент: генеральные директора не читают технические задания (ТЗ). Им приносят их на подпись, и часто они их просто подписывают. А готовый продукт они оценивают безотносительно ТЗ, по каким-то своим соображениям. Поэтому, видимо, чтобы как-то себя обезопасить, нужно сразу выяснять, какой у гендиректора ноутбук, с какой операционкой и браузером, чтобы не нарваться на неприятности.

PMПроблема не нова, на самом деле. Какой выход из этой ситуации Вы видите?

 По-хорошему, дизайн должен быть направлен именно на конечного потребителя. А изучать его потребности — работа маркетологов, директоров по маркетингу. В этом смысле, по-идее, первым лицам компаний нужно научиться им доверять.

Если же на стороне заказчика нет маркетолога или пиарщика, то тогда, вероятно, есть смысл довериться нам. В нашей студии есть компетентные люди в этих областях.

PMОгромное количество копий сломано в споре на тему «Сколько должен стоить сайт?». Как поступите с ценами, в виду последних изменений – в частности увеличения налогов? Поднимать будете?

 Разумеется.

PMГоворят, что у вас и так самые высокие цены в регионе... Хотите выйти на московский уровень цен?

 У нас по определению не может быть московских цен, потому что себестоимость объективно ниже. По поводу того, что мы якобы самые дорогие, хочу сказать, что это конечно лестно, но не так.

PMВозможно, неприятие цен на дизайн заказчиком идет от непонимания экономики студии? Как у вас формируется стоимость работы?

 Наш основной капитал — это люди, обладающие уникальными навыками и талантами. Кто-то превосходно рисует, кто-то делает сногсшибательные макеты, кто-то проектирует, кто-то генерирует идеи. Любая работа — это время, которое можно рассчитать в человеко-часах. Например, художник рисует иллюстрацию 48 часов, стоимость часа — 900 руб. Получаем 43 200 рублей.

Часто мы фиксируем стоимость проекта в начале проекта, базируясь на предварительных расчетах. Это выгодно заказчикам, т.к. получается, что все риски мы берем на себя.

PMА чем рискует студия?

 Рискуем, например, тем, что наша работа по-каким-либо соображениям не принимается с первого раза, и мы вынуждены её переделывать. Переделка — это время, время — это деньги. На каждой переделке мы несем убытки. Бывает, что заказчик медлит с принятием решений, уезжает надолго, хотя по договору решения должны приниматься в течение 5-ти рабочих дней. Время таких задержек нам приходится компенсировать другой работой, потому что «простой» специалиста также идет студии в убыток.

PMКак же вы с этим боретесь?

 Мы делаем всё, чтобы сохранить хорошие отношения с клиентами, поэтому ни разу не прибегали к услугам адвокатов. Мы действуем убеждением, если не работает, ставим проект на паузу и в конец очереди.

PMУ вас бывают очереди?

 А то! У нас график каждого дизайнера и художника расписан, как минимум, на месяц вперед. А программистов бывает невозможно отвлечь и по нескольку месяцев.

PMА почему бы тогда не нарастить штат?

 После кризиса ситуация на нашем рынке еще не до конца стабилизировалась. Сейчас мы не рискуем «раздувать» штат, а стараемся повысить эффективность в рамках имеющихся возможностей. И второй момент — трудно найти во Владивостоке, скажем, дизайнера, соответствующего нашему уровню требований.

PMМожет, тогда нанимать фрилансеров из других регионов или отдавать работу на субподряд?

 Мы пытались так делать, но не удачно. Фрилансеров, тем более из других регионов, сложно контролировать, они недостаточно стабильны по нашим понятиям. Сейчас у нас работает два человека (кодер и программист) на удаленной основе, но они во Владивостоке и мы в любой момент можем с ними встретиться. Отдавать на субподряд можно было бы, но тогда как гарантировать качество продукта, глядя в глаза клиенту? У нас заказывают именно потому, что хотят получить исключительное качество.

PMВы не думали о том, чтобы бросить этот бизнес и, скажем, заняться своими проектами?

 Признаться, да, в трудные времена думал. Но студия «Чёрный лис» для меня больше, чем просто бизнес. Это что-то личное. К тому же у меня есть обязательства перед людьми, с которыми я работаю. Я через многое прошел, чтобы собрать такую команду и обещал им, что мы выйдем на нужный уровень, а свои обещания я привык выполнять. Что касается собственных проектов, то они есть, и вы наверняка знаете какие.

PMНужный уровень — это какой? Россия? АТР?

 Это мировой уровень.

 

C Дмитрием беседовал Леонид Копылов
Система Orphus

+3
5 марта 2011 в 13:33
|
Показать комментарий?
Хорошее интервью. Еще было бы интересно послушать Три Точки
0
5 марта 2011 в 13:53
|
Показать комментарий?
поищи. было интервью с Заречневой
0
5 марта 2011 в 14:04
|
Показать комментарий?
Меня именно дизайн интересует. Был завтрак с Пархомчук, но там тема календарей была
+2
5 марта 2011 в 13:55
|
Показать комментарий?
Добротрое интервью. Порадовал предпоследний попррос приммаркетинга: " — Вы не думали о том, чтобы бросить этот бизнес и, скажем, заняться своими проектами?" :lol:

С него бы начать!
0
5 марта 2011 в 18:04
|
Показать комментарий?
Ситуация, описанная в ответе на девятый вопрос - капец какая злободневная. "В целом все хорошо, но это же как бы наброски, так? Где тут креатив, где дизайн?"
+1
5 марта 2011 в 18:09
|
Показать комментарий?
В Твиттере задают вопрос: "хорошее интервью, правда. Но хотелось бы побольше про местный рынок. А собственные проекты, это какие, beroo?"

Местный рынок... Ситуация такова, что перспектив на местном рынке для серьезной компании в дизайне на заказ не много. При таких "рыночных" ценах заниматься этим бизнесом не интересно. Об этом также говорят и наши ближайшие конкуренты.

Решение: (а) выходить на другие рынки. где цены выше, (б) не разрабатывать на заказ (развивать только свои проекты), (с) и то и другое.

Наши проекты: Primpogoda, Beroo. Закрыли: Zima-Leto, Nightparty Владивосток. Остальные -- пока секрет :)
0
5 марта 2011 в 23:33
|
Показать комментарий?
дада, мировой уровень всё верно. через лет пять картина по интернет-проектам прояснится и рынок более менее стабилизируется и появятся схемы-механизмы :)
0
7 марта 2011 в 3:53
|
Показать комментарий?
интервью впоряде, на самом деле какое то не глубокое, очень поверхностное. с этим парнем можно сделать пожалуй еще какие нить статьи, комментарии к статьям... видно что человек на своем месте.
приммаркетинг молодцы
+1
7 марта 2011 в 13:16
|
Показать комментарий?
Статьи-то сделать можно, скажи только на какую тему, что интересно?
–1
7 марта 2011 в 3:54
|
Показать комментарий?
и про папу не слова!))))
–2
8 марта 2011 в 22:07
|
Показать комментарий?
А что папа? Показания флюгера записывает.
0
9 марта 2011 в 11:04
|
Показать комментарий?
Ооочень смешно.
–1
9 марта 2011 в 13:28
|
Показать комментарий?
Реально интересное интервью. Спасибо! Читал с удовольствием.
+1
10 марта 2011 в 14:27
|
Показать комментарий?
Zima-Leto зря закрыли ) интересно довольно было...
0
10 марта 2011 в 17:37
|
Показать комментарий?
-Получается, что целевая аудитория вашего дизайна — это топ-менеджеры, а не конечные потребители?

Больной вопрос. Тут ситуация немножко не такая, как Дмитрий описал. Если ген дир собственник, то да абзац, он конеч потребитель и. А если наемный, то нормально, все-таки потребителям что-то перепадает.
+4
11 марта 2011 в 1:12
|
Показать комментарий?
Дмитрий, Вам приходится отказываться от заказов? Когда чувствуете, что клиент будет геморойным, творить не получится. Делать по указке. Но готов платить. Хорошие деньги. В портфолио не положить. Чувствоввать себя изнасилованным. Сотрудникам опыт только плохой. Но зато дали денег. Откажитесь или согласитесь?
0
15 марта 2011 в 20:11
|
Показать комментарий?
Напрашивается ответ сразу: "Пошлем к чертям такого заказчика!" Но...

Однозначного ответа нет. Решения необходимо принимать в контексте сложившейся ситуации.
0
15 марта 2011 в 20:21
|
Показать комментарий?
Здравый смысл, логика и целесообразность. <---> Хотелки, впечатления, мечты, пунктики. Что главнее?
0
17 марта 2011 в 14:15
|
Показать комментарий?
Несколько моментов.

Логотипы все с нуля делают, со скетчика на бумажке и т.п. что-то вы перетягиваете на себя то, что и так все делают.

Твиттер приколен не только дизайном, а тем что позволяет собирать в одном месте все, от новостей до тупого трепа. Как и фейсбук в частности, хоть и дизайн там не такой прикольный. Но туда уже ходят не только на друзей посмотреть.

И WEB умирает, приходит эра приложений — одно для новостей, второе для соцсетей, третье для развлечений.

Ничего не имею против вас или студии, но вы с маого начала пошли по пути "богатой графики", "пироговщины", теперь сложно уже соскочить, за этим и идут.
0
Показать комментарий?
И WEB умирает, приходит эра приложений — одно для новостей, второе для соцсетей, третье для развлечений.

Кстати, на прошлогоднем RIW все разработчики приложений сошлись во мнении, что приложения уже не те и надо перефокусироваться в формат "приложение - генератор трафика для веб-проекта", ибо слишком глубокая интеграция губительна!
0
23 марта 2011 в 22:31
|
Показать комментарий?
Наивно пологать, что все всё с нуля делают.
0
4 мая 2011 в 12:15
|
Показать комментарий?
Отличное интервью, талантливые и продвинутые ребята в этой студии!
Регистрация
Забыли пароль?

Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте