Опрос

Активных опросов пока нет. Можно посмотреть результаты предыдущих голосований.


Форум

12 мая 2010

Хочется творить, не оглядываясь

Справка PM

Константин Ягодин

Генеральный директор Компании Синематика

42 года. Закончил ВГУЭС по специальности экономика. Работает на рынке видеопродакшна уже 10 лет.



Интервью из архива

Видеореклама всегда считалась дорогим, но действенным способом продвижения. В волшебную силу телевизора верят  и дорогие бренды, и небольшие локальные компании.  Но если первые, гремя на всю страну, получают положительный фидбэк, то салоны красоты и компьютерные курсы часто не видят ровным счетом никакого эффекта. Почему так происходит объясняет директор рекламного агентства «Синематика» Константин Ягодин.

PMНесмотря на  популярность телерекламы, студий, которые на ней специализируются немного. Высоко конкурентной область нельзя назвать?

 Видимо, да. Конкуренция есть, но мы все друг друга знаем, помогаем друг другу. И советом, и техникой. Технологии активно развиваются, за всем успеть не получится, и чтобы активно использовать новинки, нужно делиться опытом. Поэтому я считаю, что дружеские отношения в нашем деле очень важны.

В городе есть три группы подрядчиков, которые могут работать с клиентом: это рекламные агентства, телеканалы и фрилансеры.  Рекламных агентств, у которых есть своя студия на данный момент в городе всего четыре: это L.A.B. Present, Premium, Видео Интернешнл ну и собственно Синематика ― все остальные работают на субподрядчиках. Максимум, что они могут себе позволить это креатив  и раскадровка.

Видеопроизводство ― очень обширная, разносторонняя область. Видеореклама бывает  и простейшая информационная и сложная  игровая или 3D анимация или мультипликация. Большинство студий в нашем городе не производит полного спектра видеороликов. Мы делаем все: у нас есть операторы, видеоинженеры, дизайнер, менеджер, креатор, кроме того, я привлекаю специалистов на отдельные проекты.

PMИз четырех основных типов роликов, какой пользуется наибольшим спросом во Владивостоке?

 Если до кризиса заказчик  мог позволить себе сложную 3D анимацию и игровые ролики, то сейчас  мало заказчиков, которым это по карману. Сегодня компании экономят, причем экономят на производстве. Звонят и спрашивают «Сколько у вас стоит простой информационный ролик?», я говорю «15 тысяч». Реакция «О, а чего так дорого? Нам на ТВЦ сделают за 5 тысяч».  Я знаю, из чего складывается стоимость ролика, поэтому цена в пять тысяч вызывает у меня недоумение.

Приходится объяснять людям, что телеканал делает ролики потоком, для нескольких клиентов, которые, грубо говоря, ждут очереди. И это помимо основной работы телекомпании. Так что особо возиться с отдельно взятым роликом никто не будет. Вот и выходит поточный, серый, ничем не цепляющий продукт. Телезритель такую рекламу не видит, переключает на другой канал или выходит из комнаты.

В результате получается, что сэкономили на производстве ролика, чтобы больше вложить в прокат,  и потратили бюджет впустую, потому что рекламу никто не заметил. Деньги не отбились.

Есть еще проблема с медийщиками, которые этот ролик размещают. Они принимают дешевый ролик, видят, что это серый безликий продукт, который не даст результата, но клиенту об этом  не говорят.

PMА что не позволяет продавать заказчику хороший дорогой продукт?

 Я говорил про три группы подрядчиков, у которых можно заказать видеорекламу. Достаточно большая группа – это фрилансеры.

В студии стоимость ролика включает затраты на креатив, на актеров, на аренду помещения, на реквизит, плюс стоимость самого производства, зарплата работников, аренда офиса и т.д.

У фрилансера большинства этих расходов нет. Видеопроизводство – не основной их доход,  они не тратятся на оборудование и опять же – у них высокая конкуренция, поэтому они демпингуют и опускают рынок.

PMЧто значит «опускают рынок»? Компания, у которой есть 10 тысяч, пойдет к фрилансеру. Компания, у которой есть 100 тысяч, пойдет в студию.

 Проблема в том, что все компании стремятся экономить. Они не понимают, что они теряют деньги, заказывая безликие шаблонные ролики. Директор принимает решение сократить бюджет на производство, в итоге оказывается в минусе, потому что покупатель на рекламу не реагирует.

PMЯ говорю о том, что крупные компании и не пойдут к фрилансеру. А небольшая компания из 3х человек физически не может заплатить за ролик больше 10 тысяч.

 У нас часто бывает такая ситуация: приходит ко мне клиент, скажем, салон красоты, и говорит «Мы хотим информационный ролик на телевидении». Я их спрашиваю «А где Вы находитесь?» ― «На БАМе». Что делает фрилансер? Приезжает, снимает и монтирует ролик.

А я как директор уважающей себя компании, советую салону потратить эти деньги на промоутеров, которые раздают листовки на основных остановках на БАМе, на  самоклеющиеся объявления, чтобы развесить их на подъезды в районе и на  буклеты, чтобы разбросать в почтовые ящики.  Зачем им реклама на телевидении на весь город, кто на БАМ поедет в их салон? Если я понимаю, что компании сейчас не нужен телеролик, то мне проще отправить его к печатникам , чем обмануть ожидания клиента. Он же хочет не просто красивый ролик, он хочет, чтобы реклама «выстрелила». Я отвечаю перед заказчиком за эффект. Это дает результаты. Маркетологи, такой народ, который не сидит на месте. Когда в одной компании маркетолог перестает расти и  переходит в другую компанию, он снова обращается к нам.

PMДо какой степени несет ответственность производитель рекламы? Бывает же, что продажи у клиента стоят не по вине студии, а по вине продавцов или мерчендайзеров, которые непрофессионально сработали.

 У нас была такая ситуация, когда в Хабаровске открывался новый магазин В-Лазер. Проходит масштабная рекламная кампания, через некоторое время маркетолога распекает начальство: «Столько денег на рекламу потратили, а продаж нет».  Оказалось, что не сработали закупщики. Компания не ожидала такого отклика на рекламную кампанию и когда люди пришли в магазин через 3 дня после открытия, они увидели уже полупустые полки после аншлага, который был сразу после рекламной кампании.

PM Над какими роликами Вам интереснее всего работать?

 Над игровыми.  Иногда приходится так выкручиваться! Мы работаем не только для Владивостока, у нас клиенты по всему Дальневосточному региону. Бывают забавные ситуации, когда делаешь ролики на удалении.

Когда-то давно мы делали ролик для водки «Амурская особая». Сценарий написал заказчик, прислал из Благовещенска: семья собирается гулять, одевается очень тепло, потому что у них зима холодная, суровая. Понятная логика, зима морозная, водка помогает согреться. Это был конец октября, а надо показать зиму. В Благовещенске в это время уже снег лежит ― нам снега ждать полтора месяца, а сроки поджимают.  15 ноября прошли первые снега в районе Дальнегорска, была организована бригада из двух самосвалов и микроавтобуса, который вез полдюжины лиц без определенного места жительства с лопатами. Там они собрали два самосвала снега и привезли его сюда.  По сценарию папа, мама и сын должны выйти из подъезда и увидеть много-много снега. Представляю реакцию жителей, которые выходят и только под одним подъездом видят много-много снега.

Каждый раз свои ситуации в игровой рекламе. Это самая сложная и самая интересная работа. Я всегда немного боюсь: получится, не получится – хотя снимаем уже 10 лет. Самое сложное – собрать всех в одном месте, чтоб никто не подвел, чтоб хватило реквизита, оборудования.

PMГде Вы берете актеров для игровых роликов?

 Я стараюсь не брать актеров из театра. Актеры, которые воспитываются нашим институтом искусств – это немного не то, что нужно для рекламы. Они переигрывают. В театре это нормально, это выразительно. А для рекламы не подходит. Когда я консультирую своих актеров перед роликом, я говорю «Сделай это так, как сделал бы в жизни».

Мы приглашали однажды на съемки одного из ведущих актеров театра Горького, это было пожелание заказчика.  Когда мы начали разговаривать о цене вопроса, он спросил, сколько денег он заработает. Я озвучил цифру. А он говорит «Да Вы что! Я не согласен. Мне нужно вот столько-то» и называет цифру существенно больше. Никакие уговоры, что мы не центральное телевидение, что это его зарплата за несколько месяцев работы в театре не помогли. «Театр – это искусство! Я буду работать там даже бесплатно. А это, так – халява».  Я понимаю, что он заслуженный актер, но такого отношения не могу понять. В ролике он тоже играет. И он должен сыграть так, чтоб ему поверили. Он должен уложиться в 15 секунд  и убедить зрителя!

Так что часто мы берем актеров прямо, что называется, с улицы. Был забавный случай, мы ехали по Светланской и увидели девушку с очень короткой, практически лысой стрижкой. Долго мы ее взглядом провожали, а потом я высадил нашего оператора, чтоб он ее догнал, а сам разворачиваюсь на ближайшем повороте и тоже за ней. Выбегаю и слышу монолог оператора «Девушка, можно Вас снять?». Девушка, естественно, напряглась, я думал, сейчас начнет его сумкой колотить. Обошлось. Я объяснил, ей что мой оператор от ее фактурности просто в шоке, что мы рекламная студия, снимаем видеоролики, и мы бы хотели пригласить ее посниматься у нас, потому что у нее уж очень неординарная, запоминающаяся внешность. Записали телефон. Правда, поснимать ее так и не удалось, а жаль.

Так же на улице мы нашли актрису для рекламы компании «Ост Оптик К». Они, кстати, с 2001 года периодически крутят наши ролики.

PMА когда выбираете актрису, смотрите только на внешность или слушаете, как говорит, примечаете, как двигается?

 Если это серьезные ролики, особенно для иногородних заказчиков, то мы кроме электронного кастинга, стараемся отснять так называемую «рыбу»: обозначить основные действия и планы, а  заодно попробовать разных девушек в роли.

Как это происходит? Сначала мы отправляем фотографии и резюме 15-20 девушек заказчику. Он выбирает около 10 девушек по фотографиям и отправляет нам обратно. Но одних фотографий часто недостаточно, потому что фото – это искусство фотографа, оптика и Photoshop. На фотографиях человек может выглядеть старше или моложе, худее, выше или наоборот. У нас была такая ситуация, когда кастинг прошла девушка, которая изначально не проходила по возрасту. Заказчик выбрал именно ее, но если на фото она казалась вполне взрослой 25-летней женщиной, то в ролике она выглядела как 14-летняя девчонка.

После этого случая я всегда стараюсь перестраховаться: снять заранее место, попробовать разных моделей.

Если ролик снимается профессионально, то всегда делается «рыба» и раскадровка ролика, согласовывается с заказчиком. Это нормальная практика, которая много лет существует везде, кроме Владивостока.  Все дело в деньгах. Клиенты не понимают, почему они должны тратить деньги на художника, на дополнительные съемки.

У нас рынок еще не готов, но мы пытаемся сломать эту практику заказа дешевой рекламы, хотя бы потому, что студии должны расти. Расти не с точки зрения зарплат сотрудникам, а в творческом плане, в плане оборудования, использования нового программного обеспечения. Я без ложной скромности могу сказать, что моя студия одна из самых оборудованных не только в городе, но и на Дальнем Востоке. Например, съемочный кран с управляемой головкой есть только у нас.  Мы покупаем свет, покупаем камеры, компьютеры.

PMМожете описать поэтапно процесс производства ролика?

 Начинается все с заказа. Клиент описывает, что он хочет получить, и мы пишем сценарий, обычно даже несколько. Когда один из вариантов утверждается, мы получаем предоплату и начинается работа.  Если ролик сложный и достаточно дорогой, то мы можем заказать раскадровку у художника, чтобы более наглядно передать клиенту наши идеи. Или делаем «рыбу»: без изысков, без костюмов с минимальным реквизитом – это позволяет подобрать планы, выбрать точки съемки. Если заказчику нравится наш вариант, начинается кастинг актеров: сначала электронный, потом либо сам клиент смотрит претендентов вживую, либо доверяет это нам, либо, опять же делается «рыба» с выбранными актерами.

Потом подготавливается реквизит, снимается помещение – опять же утверждается клиентом.  Ну и дальше все собираются в одном месте. Мы привозим оборудование, устанавливаем декорации, приглашаем  актеров, визажистов.

Когда весь материал отснят, начинается процесс монтажа. Делается черновой вариант, потом делается цветокоррекция, заказывается звук. Часто случается, что голос актера не соответствует требованиям заказчика, поэтому заказывается переозвучка голоса под губы. На этом этапе можно немного поиграть: можно озвучить местными голосами, можно заказать голоса в Москве, один раз мы заказывали на Украине – нужны были хохляцкие голоса. Можно заказать и голоса первого канала, если у заказчика деньги есть.

PMА что значит, «у заказчика деньги есть»? Самый дорогой ролик, который Вы делали, сколько стоил?

 Порядка 200 тысяч. Это небольшие деньги для Москвы, но очень большие для Владивостока. Большую часть заказов мы делаем от 30 тысяч рублей. Это минимум, с которого лично мы беремся за работу.

Такие цены диктует рынок. Если я хочу, чтобы заказчик сделал ролик игровой, а не тривиальное слайдшоу, то я вынужден предлагать такую цену.

Очень хочется делать рекламу, не задумываясь о том, 10 рублей ты потратишь на реквизит или 20. Хочется творить, не оглядываясь. Почему у иностранцев, у москвичей хорошее оборудование? Потому что у них заказы с хорошими бюджетами. Есть местные компании, которые заказывают ролики в Москве, в Новосибирске за 10-20 тысяч долларов.  Когда я их спрашиваю, почему не здесь, не во Владивостоке, они говорят, что здесь никто не может выдать результат на эти деньги. Это неправда. Если мне заказчик даст 10 тысяч долларов, я сделаю ему офигенный ролик. Я месяц буду работать над одним только его роликом, и выдам ролик не хуже московского.

На сегодняшний день 3D анимацию мы делаем ничуть не хуже Москвы. Это притом, что в Москве есть заказчики, есть бюджеты и все куда лучше с оборудованием. Там есть студии, созданные специально под просчет, рендерные студии по 100 современных компьютеров на ксеонах, на 4хядерных процессорах. Они за несколько часов обсчитают то, что один студийный компьютер считал бы полгода.

Обещанные ответы на вопросы пользователей:

Сколько должна стоить адекватная презентация (допустим, видеоряд на пять минут, куда входит нарезка из отснятого на объекте материала, 3D-модель объекта, крутящаяся так и сяк, еще какая-нибудь анимация, фотослайды, озвучка всего этого чуда)?

 Такая видеопрезентация может стоить минимально от 70.000 - 80.000 рублей. В эту сумму не включены такие моменты как количество съемочных дней, сложность съемки, дорога до места съемки (а вдруг это Славянка, и туда надо будет съездить несколько раз). Далее из поставленной задачи не понятно какая 3D-модель, есть ли она в трехмерных исходниках (Автокад или 3Д макс) у заказчика или же ее нам надо будет воссоздавать из фото и т.п. Есть разница между созданием моделей строящегося здания и моделью утюга. Далее, как я уже говорил, есть разная стоимость голосов...

Сколько времени обычно занимает разработка такой презентации? Кто должен писать сценарий - заказчик, подрядчик, как-то совместно, от кого инициатива?

 Производство такой презентации занимает от 2-х недель и более в зависимости от уровня сложности и задач. Сценарий может подготавливаться нами под контролем заказчика или предоставляться заказчиком и проходить некоторую доработку у нас,  чтобы он был максимально  удобен для видеопроизводства. Ведь не секрет, что иногда заказчик увлекается и может создать из сценария «Матрицу» и «Звездные войны»!

По каким параметрам видеопроизводства местные разработчики способны конкурировать с московскими?

 3D-графика, она у нас сейчас на довольно таки неплохом уровне.  Рекламные, корпоративные, презентационные видеофильмы, цена у нас на них как минимум раз в десять-двадцать меньше... я уже не говорю о тендерах и госзаказах. В Москве с суммой меньше 50 000 евро можешь и не подходить к производителям рекламных или корпоративных фильмов.  Игровая малобюджетная видеореклама, т.е. та, что не снимается на кинопленку... при условии нормальных бюджетов от 8.000 - 10.000 долларов.

В Интернете сейчас довольно популярно размещение вебинаров. На местном рынке есть запросы на съемку видео такого формата? Если нет – не доросли?

 В принципе, вопрос не в том доросли ли мы до этого или нет. Если мы как видеостудия, то тут нет вопросов... можно делать их очень даже навороченными, со вставками в прямом эфире роликов, переключения с камеры на камеру и т.п. То есть современные технологии и наше оборудование позволяют это сделать. Как мне кажется, надо говорить о том, что Дальний Восток не совсем готов к этому. Для того чтобы вести такого рода видеодиалоги, надо иметь интернет-каналы с очень хорошей пропускной способностью, которой на Дальнем Востоке сейчас нет. Это сейчас больше наверное вопрос к провайдерам и Федеральной Антимонопольной Службе.  Ну и второе, это есть ли рынок такого продукта на Дальнем Востоке. Наверное, этот вопрос надо уже адресовать к консалтинговым агентствам. На сегодняшний день, во всяком случае, я думаю, что техническое воплощение вебинаров мы на себя взять могли бы.

Насколько рентабелен бизнес видеопроизводства на местном рынке?

 Рентабельность видеопроизводства как бизнеса на сегодняшний день достаточно низка. В качестве примера могу привести тот факт, что в Москве телеканалы сами покупают программы, фильмы, сериалы для проката у видеопроизводителя. У нас же все наоборот, видеопроизводителям приходится платить телеканалам деньги и достаточно немалые за эфирное время. Конечно, в последнее время есть надежды, что все изменится, есть люди, которые вольно или невольно помогают развитию видео и кинопроизводства в Приморье. Хочется здесь сказать за это огромнейшее спасибо нашему Губернатору Сергею Михайловичу Дарькину и его супруге Ларисе Дмитриевне Белобровой, а так же всей команде кинофестиваля «Меридианы Тихого». И это даже не прогиб и не реверанс в сторону структур власти, а скорее всего констатация фактов... количество молодежи, увлекшейся режиссурой и съемками своих телепроектов, за последние несколько лет в крае значительно увеличилось.

Каким образом осуществляются продажи? Холодные звонки используете, или все решает репутация, и к вам обращаются сами? Каков местный заказчик?

 Понятие «идеального» заказчика пока нам только снится, хотя после некоторого общения и плотной работы с заказчиком, когда потихоньку выстраиваются все отношения с ним в нормальное рабочее русло можно его уже назвать почти «идеальным»!  Например, мы долго выстраивали свои отношения с В-Лазером. Работаем над его видеопроизводством с 2002 года, и каждый раз, когда там менялись ведущие маркетологи, нам приходилось доказывать свою состоятельность. Синематике на сегодняшний день уже больше десяти лет, и, конечно же, к нам очень часто заказчики обращаются сами, но я не скажу что мы сидим на месте и ждем своего клиента. Мы принимаем участие в различного рода выставках, ищем своего клиента в интернете, в прессе.

Он сам диктует, что хочет в видеоролике, или доверяет (либо сам не всегда знает, чего хочет)?

 Заказчик «многолик», иногда он доверяет нам всецело, увидев наши работы и пообщавшись с нами, но бывает, что приходится отстаивать свою точку зрения. Во всяком случае, всем своим дизайнерам я говорю так: «Если вы не согласны с точкой зрения клиента, то это нормально. Не надо давить на него, уходить в глухую оборону, обижаться. Просто сделайте два продукта, один как хочет он, а другой как видите это Вы... и уже тут пусть он сам выбирает, каким продуктом воспользоваться».

 

С Константином беседовала Ирина Пономаренко
Система Orphus

0
19 мая 2010 в 16:36
|
Показать комментарий?
Костян, хорошо рассказал! я прям зачитался :)
0
Показать комментарий?
"Хочется творить, не оглядываясь" - заголовок с налетом КГБфобии :)
0
20 мая 2010 в 14:13
|
Показать комментарий?
:))) А кому не хочется стабильности финансовой? Просто работать легче когда знаешь что все затраты компенсируются, зарплату и налоги выплатишь вовремя и на новое оборудование, то бишь на развитие компании в техническом плане деньжат останется...
0
20 мая 2010 в 15:28
|
Показать комментарий?
Константин, ваше участие в роликах это попытка сэкономить на актерах, желание "покрасоваться" на экране или что-то третье?...
0
20 мая 2010 в 18:32
|
Показать комментарий?
Это третье.... Это знают все кто снимает игровую и постановочную рекламу... Проблема в актерах, преимущественно "второго" плана. Дело в том что представителей моего возраста, а мне за сорок, практически нет в списках модельных агентств, и было бы глупо снимать ролики только на молодежи. В тоже время пользоваться услугами актеров театра, с их гонорарами и апломбом, неподъемно для наших бюджетов... Ну а просто людей с улицы или знакомых очень тяжело уговорить на участие в съемках, им это не нужно или они попросту стесняются.... И уж поверьте, меньше всего мне хотелось бы "покрасоваться" на экране, в конце концов если бы шла речь об этом, то попросту все мужские роли в наших роликах были сыграны бы мной..:)))))
0
21 мая 2010 в 0:56
|
Показать комментарий?
Это действительно так у Константина такой типаж, который трудно найти. Он может быть и респектабельным бизнесменом, и дедом морозом. А зачастую в условиях крайне сжатых сроков времени на кастинги тупо нет.
0
Показать комментарий?
В жизни каждого респектабельного бизнесмена наступают такие моменты, когда он становится дедом морозом )))
0
21 мая 2010 в 15:44
|
Показать комментарий?
Согласен, бывает и такое!!!! Лишь бы не Снегурочкой! ;)))
0
21 мая 2010 в 20:31
|
Показать комментарий?
Хочешь хороших и качественных заказов, не замыкайся на Владивостоке, емкость рынка не достаточна чтоб развивать эту отрасль, расти дальше, зри в корень :) 7е небо тому пример, да их масса.
0
23 мая 2010 в 7:47
|
Показать комментарий?
Так и стараемся же.... Пока активные пользователи форума этого сайта заливались пивом в Хансе в этот четверг, наша съемочная группа с оборудованием тихо и мирно ехала на поезде в Хабаровск на съемки игрового ролика для ДВИМБ... Лишь модели ждали утра чтобы вылететь туда самолетом! :) А кроме этого в клиентах и Благовещенск, и Камчатка, и Южно-Сахалинск....
0
Показать комментарий?
В следующий раз пускай модели ждут с нами в Хансе :))
Регистрация
Забыли пароль?

Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте