Опрос

Активных опросов пока нет. Можно посмотреть результаты предыдущих голосований.


Форум

10 июля 2013

«Может быть Владивостоку пора перестать думать, что он - анклав?»

Справка PM

Вадим Ширяев

Президент СОМАР

Вице-президент РАМУ (Российская Ассоциация Маркетинговых Услуг). Председатель комитета инновационного маркетинга Гильдии маркетологов.



Интервью из архива

Мы побывали на мероприятии СОМАР (Содружество Организаций по Развитию Бизнеса) и побеседовали с его руководителем Вадимом Ширяевым, который также является эксперт-консультантом по бизнес стратегиям, и имеет свыше 250 реализованных проектов. Автор и идеолог технологии управления знаниями Flash-Point. Предприниматель с 20-летним стажем.

PMВадим, ты родился на Дальнем Востоке, здесь же начал свою карьеру и затем продолжил её уже за пределами нашего региона. Как развиваются российские города, если сравнивать их с Дальним востоком и Владивостоком в частности?

 Я во Владивостоке, к сожалению, не был пару лет, но здесь у меня много друзей и партнеров. Здесь же есть ячейка СОМАР. То, что я вижу сейчас напоминает анклав. Я работал с Калининградом (сопоставимый с Владивостоком город) и выявил проблему: конечное количество потребителей. У вас здесь есть Находка, Уссурийск, а дальше уже только Хабаровск, являющийся заградительным барьером, созданным чиновниками. Конечно, это сильно тормозит развитие. Ведь Владивосток и Хабаровск постоянно ищут сравнение между собой. И даже тот, кто успешен, живет в иллюзии того, что он — молодец. Слава Богу, у бизнеса эта иллюзия за последние 2-3 года постепенно начала таять. Потому что люди поняли, что возможно работать лучше и соревноваться не самим с собой, а, например, с Сибирью (Новосибирск, Иркутск, Томск, Красноярск).

PMДля повышения самооценки можно сравниваться с Якутском.

 С Якутском, с Ванино, с Комсомольском-на-Амуре и с Петропавловском-Камчатским. Для тотального занижения самооценки с Сингапуром и Гонконгом. Для занижения самооценки, но с шансом что-либо сделать — с Сибирью. В Сибири не было таких административных барьеров как в Хабаровске и Владивостоке и города там находятся ближе. Ездить на автомобиле из города в город проще. Города Сибири взаимопроникали друг в друга, соответственно, это приводило к тому, что конкуренция осуществлялась не внутри города, а сразу в мощной и сбитой группе городов. Естественно населенные пункты росли и бизнес развивался. Соответственно, каждый успешный бизнес получал сразу не один город, а десяток (с учетом маленьких городов). Слияние и поглощение были более интенсивными. Поэтому, я думаю, что изучив опыт того, как это происходило в Сибири, поучившись навыкам «collaboration» и став договариваться между собой, можно создать аналог модели развития Сибири.

Также я понимаю, что Хабаровский бизнес не прост. В силу ряда протекционистских мер и других факторов, бизнес там очень расслаблен и менее склонен к развитию. Следовательно, сейчас, изучив опыт Сибири, важно найти трудоспособных бизнесменов из Хабаровска в смежных товарных категориях и, может быть, вместе с ними развиваться. В Хабаровске Владивостоку будет очень сложно, потому что там не так всё быстро делается как во Владивостоке и немного другой менталитет. Не хабаровчанину весьма сложно общаться с хабаровским бизнесом, но кто-то должен справиться.

PMМосква активно заходит на рынок города Владивостока. Как это воспринимать — это положительная тенденция роста или что-то иное?

 Оценивать это в первую очередь нужно вам. Но тенденция будет такова, что заходить будет не только Москва, но и Сибирь. Понятно, что выходить на Владивосток не всегда выгодно, потому что могут быть затраты на единицу продукции. Но, как мы видим, тренд будет не товарный, а логистический и торговый. Скорее всего это будет подход на уровне знаний — франшизные схемы, различные ингредиенты, партнерские программы и сотруднические схемы. Это будет слияние и поглощение, а не рейдерский захват. А всё это потому, что сибирские бизнесы имеют опыт интеграции бизнес друг в друга. И если Москва заходит масштабно, то Сибирь будет заходить более взвешенно и безошибочно. Я думаю, они будут заходить ингредиентами, либо позволяющими получать преимущество, либо будут расшаривать силу позиционирования или медийный канал (социальную сферу).

Ожидайте и готовьтесь. Приход бизнеса из других регионов взбодрит предпринимателей и даст бизнесу Владивостока уникальные отличия. А этих отличий не может не быть. Просто надо искать рядом: Китай, Корея, Япония. Поэтому с одной стороны это будет в некотором плане экспансия, но с другой стороны даст силу, деньги, кровь, возможности — то есть какие-то новые решения. Поэтому те, кто имеет какие-то товарные знания и доступ к дополнительным сервисам — могут простимулировать обратный рост.

Почему, например, у Владивостока до сих пор нет ни одной ведущей в России школы китайского языка? Странно, неправда ли. Почему нет ни одной франшизной схемы по китайским ресторанам? Почему Владивосток до сих пор не доминирует? Может быть Владивостоку пора перестать думать, что он - анклав? Вероятно, стоит начать думать про Россию, потому что есть куда смотреть и есть какие бизнесы развивать. Только это должны быть не те бизнесы, к которым мы привыкли, а другие товарные категории. Посмотрите какие сегодня появляются бизнес-модели: они появляются еженедельно. То, что мы развивали раньше — продолжает работать, но сегодня совершенно другие бизнес-модели: франчайзинговые, collaboration, знаниевые модели, сервисные модели. Один мой бизнес-партнер, с которым мы продаем облачные модели, помимо того, что владеет сетью ресторанов по всему миру, сейчас построил фабрику и делает цветные носки, распродавая их везде. Он договорился со многими брендовыми компаниями и шьет под них. Ему 25 лет и он долларовый миллионер теперь. Какая разница, где мы находимся?

Когда я еще учился на первом курсе на международных экономических отношениях, нам показывали графики того как происходит расслоение: есть графики сглаженные, а есть с провалами, когда между миллиардерами и теми, кому нечего есть никто не стоит. Чтобы понять, что такое отсутствие среднего класса, давайте поедем в Мумбаи. Наряду с дорогими машинами на улицах встречаются автомобили уровня low-cost. В России по обществу потреблению мы видим, что есть достаточно большой провал и, скорее всего, эта картина связана не с реальным расслоением людей, а с тем, что изменилась модель потребления.

Из трех корзин, что есть у потребителя (первая — социально-гигиенические нужды, вторая — nice to have, третья — накопление), резко выросли первая и третья. Первая — коммунальные платежи. Кто-то взял кредиты и получается, что доля musthave-платежей существенно выросла. Не могу точно сказать по Владивостоку, но это тенденция по России в целом. Насколько конкретно выросла — надо исходить из экономического анализа. Люди повзрослели и напрактиковались, стали мудрее, появились ожидания кризисов и наши граждане стали управлять своими деньгами, откладывать их в банки. И в итоге эта прослойка nice to have, в которой и происходят все маркетинговые ходы, рост и так далее — она сузилась и продолжает сужаться. Мы видим, что в этому году значимая часть компаний данного сегмента чувствует себя чуть похуже. Конкуренция межу стиральной машиной и путевкой куда-нибудь на отдых стала очевидной. Сегодня идет борьба за место в бюджете и, соответственно, люди стали считать деньги (заметьте, что Европа считает их уже очень давно).

PMМожешь ли назвать три вещи, на которые сейчас особенно стоит обращать внимание предпринимателям?

 В первую очередь внимание нужно обращать на кадры — на тех людей, которые допущены к принятию решений. Предприниматели принимают решение на уровне своих компетенций. Очень важно увидеть, что у вас хватает базовых компетенций. Все еще видно, что предприниматели склонны принимать решения индивидуально или в узкой группе. Тренд таков, что это может быть рискованно. Необходимо расширять понимание того, как принимать решение.

Второе — важно объединить продажи и маркетинг. Это итак одно и то же, если всё еще не объединено — объединяйте. Человек, который занимается маркетингом, должен пользоваться авторитетом у тех, кто занимается продажами.

Третье — это каждый день заглядывать в будущее, каждый день смотреть, что будет завтра. Мир очень сильно меняется, каждый день нужно быть готовым к диверсификации. Каждый день нужно быть готовым расстаться с текущим бизнесом и перейти в какой-то другой.

Сегодня мы не находимся на рынке маркетинга, на рынке кадров и спрос на специалистов безумен. Мы в этот рынок переложились четыре года назад. А сейчас мы перекладываемся в IT-рынок. Перекладывайте свои ресурсы: рядом с вашим текущим рынком всегда есть рынок больший. Следует регулярно брать свои активы и конвертировать в новые рынки, где конкуренция меньше. Вы будете чувствовать себя лучше только в том случае, если даже чуть-чуть будете быстрее рынка.

У тех, кто нас смотрит и тех, кто учится, будет очевидно преимущество. Важно чуть-чуть быстрее думать.

С Вадимом Ширяевым беседовал Леонид Копылов
Система Orphus

+8
10 июля 2013 в 16:40
|
Показать комментарий?
у Владивостока до сих пор нет ни одной ведущей в России школы китайского языка
Зачем Владивостоку какие то мифические "ведущие в России" (кстати, а кто это?), когда есть ведущая в мире — Институт Конфуция. Да и желающих учить китайский у нас не так много, чтобы плодить тут школы.

Владивостоку пора перестать думать, что он - анклав, а взять и, наконец то, стать им
–2
11 июля 2013 в 13:26
|
Показать комментарий?
СОМАР компания из Москвы и здесь есть люди, наши, которые работают внутри этой структуры.
0
28 марта 2015 в 20:50
|
Показать комментарий?
Незатейливое опускание ДВ бизнеса на примере неандертальского в Сибири.
Интересно, с чего такое смело предположение, что в Сибире бизнес "так ипрет..так и прет"?! Насколько мне известно, Сибирский бизнес уже анклав
Московского "разделяй и властвуй". И кроме логистического узла особо ни чем себя не проявила пока (Сибирь). Так об чё идет речь?!
Еще очевидно, что выступающий совершенно не знает местного рынка и его тенденций. Владивостокские предприниматели не очень то рассматривают вопросы расширения бизнеса "на запад", потому как знают, что тут же буду "поглощены" московскими деньгами и откровенным "отжимом" с рынка.
Регистрация
Забыли пароль?

Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте