Интервью — Реклама и Маркетинг - Приморский край - Владивосток


Опрос

Активных опросов пока нет. Можно посмотреть результаты предыдущих голосований.


Форум

4 июля 2012

«Бренды-буквы для города оскорбительны»

Справка PM

Павел Шугуров

Главный художник Владивостока

Начальник отдела дизайна городской среды, архитектуры и застройки территорий администрации Владивостока.



Интервью из архива

Тема брендинга городов и территорий - одно из проявлений маркетингового мейнстрима. Хотя бы раз в месяц в новостных лентах отраслевых порталов появляются сообщения о новых логотипах, символах, брендах городов. Владивосток тоже не остается в стороне, хотя с обывательской точки зрения сложно понять позицию руководства по этому вопросу и каким должен стать бренд Владивостока. Именно поэтому на этой неделе мы встретились с главным художником города Владивостока Павлом Шугуровым, чтобы поговорить на тему брендинга городов, городского искусства и узнать - каким он хочет увидеть наш город.

PMПавел, расскажите, как Вы стали «Главным городским художником»?

 Родом я из Владивостока, учился в Санкт-Петербурге, в Художественно-промышленной академии им. Штиглица («Мухе») - одном из лучших художественных вузов страны. Отправился я туда, чтобы совершить, как это когда-то называли - «пенсионерскую поездку», «поучиться в европах». Это был осознанный шаг: я хотел впитать всё самое лучшее и привезти этот опыт на свою родину, во Владивосток. Итого десять лет путешествовал и по России, и по Европе, и по Америке, учился, делал проекты в разных городах, налаживал связи. Именно в это время организовал команду «33+ 1». Нашей задачей было оживление депрессивных уголков Питера: эти, знаете дворы-колодцы, брандмауэрные стены, «глухие фасады». Мы занимались оформлением этих унылых пейзажей, в которых людям просто жить неуютно. Но чиновничий аппарат в Санкт-Петербурге оказался настолько тугим, что для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, нам пришлось проводить различные хитрые акции в течение нескольких лет! Многие местные пробовали, но не смогли «пробить стену», а мне наш портовый характер помог – Владивостокские всегда своего добиваются. Первые же наши работы поставили Питер «на уши», в хорошем смысле этого слова. И тот факт, что нам удалось провернуть чиновничий аппарат, стал для Петербурга знаковым событием и дал надежду местным художникам. На этом моя миссия в Питере закончилась, и с этим настроением я вернулся во Владивосток.

PMИ стали «внедрять» монументальное искусство уже здесь?

 У нас, во Владивостоке, почва для этого оказалась более благодатной, потому что люди более энергичные и восприимчивые. Методика была уже мной отработана, поэтому здесь ситуацию получилось изменить буквально за полгода. Кроме того, я сразу устроился преподавателем в художественные вузы, чтобы взращивать «кадры», художников-единомышленников для будущей совместной работы. Многие из них уже сейчас стали самостоятельными художниками, со своим узнаваемым стилем.

Смысл же всей этой моей бурной деятельности был в том, что мне хотелось заниматься искусством для людей, а не сидеть в мастерской, постигая глубины своей души, рисовать мало кому понятные и мало кому нужные картины. Мне хотелось, чтобы мое творчество давало людям надежду, организовывало общение людей разных слоев, создавало тем самым со-общество горожан. Конечно, добиться поставленной задачи было сложно: я должен был отработать весь механизм, которого на тот момент во Владивостоке не существовало.

PMИ инициатива создания этого механизма исходила от Вас?

 Да, я сам пришел в администрацию со своими идеями. И тут я столкнулся с первыми чиновниками… кстати, одна из них теперь является моим заместителем (смеется). А тогда я пришел к ней с папочкой своих работ, она их просмотрела и сказал: «О, очень хорошо! Я, конечно, обязательно их покажу начальству, но у нас, сами понимаете… денег на это нет». А я таких ответов в Петербурге уже наслушался в своё время, только там эти ответы были еще витиеватее и замысловатее. Так вот, я просто долбился во все двери, пока не дошел до заместителя мэра Натальи Александровны Войновской, а это человек, который не говорит, а решает. При этом я, конечно, словами тоже не ограничивался: делал проекты на энтузиазме, чтобы город, так сказать, увидел «товар лицом» - рисовал ласточку на Фуникулёре, огромную рыбу на льду Спортивной набережной.

Я долго боролся с системой, а теперь, так получилось, сам ей стал. Я всегда вспоминаю эту армию безразличных чиновников, и стараюсь таким не быть. Но при этом, если некий художник сидит на Олимпе и ждёт, пока в его дверь постучится госзаказ, сразу скажу – такого не будет. Сейчас во Владивостоке есть система, позволяющая художникам работать в городском пространстве, но в её основе лежит активная позиция творческой личности, деятельное желание работать на имидж города. Сейчас таких художников стало много, появился элемент соревнования, поле для здоровой конкуренции, что, конечно, способствует повышению качества конечного результата.

PMА компания «33+1» приехала вместе с вами из Петербурга, или во Владивостоке пришлось собирать новый коллектив?

 Команду во Владивостоке пришлось собирать заново. Соратники остались в Питере и в Кемерово, там наши, если можно так сказать, филиалы. Теперь-то, конечно, подтянулись люди и из Петербурга, из Хабаровска, из Красноярска, делают запросы со всех концов страны: им очень нравится местное движение, и они аккуратно выспрашивают-де: можно ли здесь у вас поработать, заработать, реализовать свои замыслы. Но у нас на этот счет существует твердая позиция - вкладывать средства мы будем только в таланты Владивостока. Гастролёры и гастербайтеры – не наш формат. Те, кто к нам приехал – это не люди, собирающиеся «сорвать банк» и увезти его на свою родину, это те, кто приехал трудиться и заслуживать доверие местного сообщества и горожан.

PMТо есть во Владивостоке художнику всё-таки реально заработать на жизнь творчеством? Эта работа финансируется?

 Лично я уверен, что заработок – это показатель нужности человека, мерило взятой им на себя ответственности. А масштабные городские проекты не могут быть реализованы на голом альтруизме. Художник неизбежно выдыхается, выгорает, вкладывая свои средства в дело, пусть даже горячо любимое. В рамках своей жизни и личного творчества – это еще возможно, а вот уже семьей, или проектами городского масштаба - несовместимо. Мы в своё время сделали множество проектов на чистом энтузиазме, да и до сих пор делаем – но все это воспринимается, как инвестиция, как имиджевая реклама движения, то есть предполагается, что эти «пустые» затраты вернутся. Для того, чтобы качество проектов соответствовало мировым стандартам, финансовый механизм компании должен быть отлажен, как часы. То же самое и в отношении государственного бюджета: хотим получить качественную услугу, в нашем случае – это городская среда, необходимо отладить механизм планирования средств, размещения заказа, контроля его исполнения, обратной связи с потребителем. С гордостью скажу, что условиям, которые сейчас созданы во Владивостоке для развития творческого потенциала художников ориентированных на работы для общества, могут позавидовать почти все города России.

PMВ последнее время популярной стала тема брендинга городов и территорий. Вопрос к Вам, как к художнику и к представителю городской администрации: существует ли видение этого бренда, стиля города, к которому хочется прийти?

 Конечно, каждый творческий человек, прямо или косвенно, пытается реализовать собственное видение города, своё представление о месте, среде, в которой живет, творит. На мой взгляд, это и есть часть брендирования. Тем не менее, существуют дизайнеры, люди, которые занимаются этим профессионально: со стороны графического образа, тиражируемости, вариабельности. Я – профессиональный художник со спецификой работы в общественном пространстве, к дизайну я имею опосредованное отношение, я - не дизайнер в прямом смысле этого слова. Но в своей творческой деятельности я часто обращаюсь к вопросам: что есть Владивосток? Какой образ максимально выражает его идею? В чём эта идея? То идея майки «прикольной» в голову придет, то логотип придумаю. Например, когда мы с музыкантами группы «Короли Владивостока» искали фирменный стиль, пришла идея переработать герб города, использовав вместо тигра акулу с тигриными лапами. Конечно же, это неофициальная деятельность.

Этим я занимаюсь, как художник. Или, например, одна из последних идей - использовать в качестве символа Владивостока некий смайлик, который был бы узнаваемым и который кто угодно мог бы просто набрать в СМСке. 

Современное художественное творчество развивается сейчас именно в эту сторону, через создание новых или поиск необычного использования традиционных медиа-носителей.

При этом, как чиновнику, как официальному лицу мне очень часто задают вопрос о брендинге. Примеры «удачных» брендингов приводят: дескать, вот Омская Область сделала бренд, вот Одесская Область бренд разработала. А моя позиция по этому вопросу в том, что нам не нужно ничего придумывать. Бренд у нас уже есть: у Владивостока существует герб. Он-то и должен быть логотипом нашего города. «Модные», «современные» логотипы нам ни к чему, нужно доработать то, что уже имеется. Это огромная работа, и часть этой работы я взял на себя.

Интернет-форумы, обсуждения в культурной среде, среди коллег в администрации показывают, что город хочет вернуться к старому варианту герба с якорями и лентами. Мы уже сделали запрос в Российскую Геральдическую Палату по поводу возвращения к гербу и разработке флага Владивостока на его основе. И если нам удастся убедить специалистов в том, что это нужно сделать, мы займемся доработкой герба. За всю историю Владивостока было множество видов герба и все несколько «ущербные» - то тигр на собаку похож, то лапа у него надломана, то движение трусливо, неграциозно и тому подобные мелочи, которые на самом деле - не мелочи. Моя мечта - поручить детализированную проработку герба группе «КБ». Это въедливые ребята, такие въедливые, что с ними уже мало кто отваживается работать. Но в этом случае их дотошное внимание к мелочам будет более чем оправданным. Они уже работали с гербами России и Приморского края, и имеют четкое понимание, что нужно сделать, чтобы внешне символ не изменился, но его детали стали идеальными. Если этот комплекс мероприятий у нас пройдет, если у нас будет символ города, за который нам не будет стыдно, я, честное слово, этот герб на левой груди выколю, при всем моей негативном отношении к татуяжу.

PMМне очень нравится фраза Джона Хэнхока: «Бренд — это более чем реклама или маркетинг. Это все, что приходит в голову человеку относительно продукта, когда он видит его логотип или слышит название». Расскажите, какой должна быть эмоция, которую испытывает житель или гость Владивостока, когда слышит название города? Какой должна быть единая концепция этого бренда?

 Эмоция от слова Владивосток – земля сильных, энергичных людей на самом стыке стихий, привыкших опираться только на себя, готовых сдвигать горы, достигая свои цели. Все это символизирует наш герб: мы – гордо и величаво покоряющие гору тигры в перекрестии якорей, наша корона – крепость – не для пустого позерства, а по существу.

Современные символы, типа «О!» (Омская область), якоря Одессы, «К» в круге (Калуга), «П» (Пермь), или даже удачное с точки зрения дизайна «М» (Мельбурн), по моему, они уже проигрывают нашему гербу по смысловой наполненности, завязанной на духе места, на истории, на местной ментальности.

Приведу вам в качестве примера логотип Перми. Концепция существует? Существует. Брендинг прошел успешно? Успешно, по революционной модной технологии. А в итоге эта буква «П» - больное место для жителей города. Жители старой закалки даже лозунги пишут: «мы не «П», мы Пермь!». Я считаю, что срок этих «революционных технологий» будет короток, они не приживутся в России. На Западе, конечно, существует конкуренция между городами, которым нужно привлекать новых туристов, обновлять фирменный стиль, а у нас этих фирменных стилей, даже в трактовке и понимании символов, доставшихся нам в наследство, как таковых и нет, они находятся в зачаточном состоянии. Опять возвращаясь к нашему гербу… много вы видели гербов с тигром? Их в мире единицы! Он уникален. Его просто нужно доработать, чтобы он «зазвучал». «Модности» можно оставить для разовых акций. Знаете, сколько логотипов было придумано к 150-летию Владивостока? Сотни! И все их можно использовать, но ни один не стал символом Владивостока. Я не устаю повторять: хотите выпустить символ города – выпускайте. Если люди его примут, они проголосуют за него рублем - будут покупать футболки не с гербом Владивостока, а с этим символом – тогда будем разговаривать о его официальной покупке. Между прочим, всемирно известный логотип «I LOVE NY» - это коммерческая находка, с которой автор до сих пор «стрижет дивиденды». Придумывайте логотип сами, зарабатывайте на этом деньги. Это не забота власти, это творческая позиция жителей города.

PMМы говорили о том, что сегодня любой художник может прийти в администрацию с проектом, получить финансирование, серую подпорную стену и творить. Но в тоже время последние несколько лет во Владивостоке просто невозможно согласовать рекламные конструкции на тех же самых серых стенах. Не существует ли в городе, в таком случае, монополии на потенциально рекламные площади? Получается, что рекламодатель не может разместить рекламу, даже пообещав сделать ее высокохудожественной, а у художников есть плацдарм для размещения своего творчества?

 Как чиновник я только сейчас «распускаю крылья». Предыдущие полтора года я буквально был в коконе, разбирался в этой сложной административной системе. Сейчас уже понимаю, что именно могу и должен делать.

В первую очередь, колористика города. И то, что «проявилось» сейчас – новые краски Партизанского проспекта, Светланской улицы, проспекта 100-летия Владивостока от Зари до Некрасовской – только 10% от замыслов. К зиме мы подытожим весь опыт и представим на суд жителей – Колористический план города.

Наружная реклама – это второе направление. И, должен сказать, в эпоху перестройки наружной рекламы во Владивостоке появилось в переизбытке, и переизбыток этот составляет около 300%. Говорить о недостатке рекламных площадей в городе – грешно!

Я часто сравниваю город с человеком. Колористика – это цвет одежды, то, как подобраны оттенки. Реклама – это бренды и логотипы, на этой одежде присутствующие. Посмотрите на себя – вы стильно одеты, хорошо подобраны цвета одежды, а вот тут на рукаве логотипчик бренда. Это стильно! А вот если мы взглянем на Владивосток, то это человек, одетый в рекламный щит-бутерброд. Нет, где-то и в рекламном щите ходить уместно, но не на официальном приеме с партнерами по АТР. Это попросту несолидно. Минимальный вкус относительно выбора одежды сейчас, в мире потребления, есть у всех. Даже если мы и носим на себе какой-то логотип, то отводим ему 1% нашего «фасада» и это место, согласитесь, у нас не на лбу.

Поэтому политика в отношении наружной рекламы – однозначная: только на ее количественное уменьшение, и расчистку основных панорам и видов города. И это уменьшение самой рекламе пойдет на пользу, потому что ее нагромождение попросту неэффективно. Если честно, я не понимаю, почему компании до сих пор ее заказывают. А кто, скажите, пожалуйста, сейчас смотрит телевизор? Да никто его не смотрит из-за навязчивых рекламных вставок и за неинтерактивного эфира. Зато когда мы приходим в кинотеатр на фильм, в котором используется грамотный product placement – реклама работает. Поэтому художественные «штуки» (роспись, объекты, флешмобы) в качестве рекламы допускаются и горячо приветствуются, а формат наружной рекламы 3х6 во Владивостоке – это отмирающее явление.

PMВы работаете в городской администрации полтора года. Что-нибудь изменилось в настроении горожан за это время?

 Хочу сказать: мы победили! Недавно, около месяца назад, я это почувствовал – мы переломили пессимистичное настроение горожан, городскую апатию. Я это вижу, в первую очередь, по шквалу звонков в городскую администрацию. Все ринулись биться за своё пространство, все хотят действовать, давят на администрацию, что-то требуют. Многие политики играют на этом настроении – обещают и обещают, они просто не знают, что с этим делать. Я считаю, что мы в этих требованиях должны отказывать. «Нет» - должно стать нашим девизом. Но не тупое «нет и всё тут» прошлых десятилетий, а задорное провокационное «нет, но». Нужно давать людям понять: вы только тогда будете жить в удобном и комфортном городе, когда сами начнете его созидать. Задача администрации – администрировать процессы, модерировать их, а не искусственно их создавать для безучастных жителей. Мы поможем с алгоритмом законных действий, дадим советы, помощь, но созидать город – дело горожан. И для начала каждому необходимо разобраться, чем же он все-таки владеет. Если придомовая территория не оформлена, если все стены в квартире по сути – места общего пользования, то есть – ничьи… Что же ваше? И если все – чужое, тогда какой спрос, какое может быть качество, где искать ответственных? Опять слушать обещания политиков, которые не могут быть исполнены, потому что это «ничьё» - оно и не их! И люди поняли это! Они оформляют придомовую территорию, контролируют процесс ремонта фасадов, активно участвуют в выборе цвета, в котором им жить, объединяются! И это уже не канючащие пораженцы, это деятельная сила и именно с ней мы сотворим наш город из постперестроечных руин заново!

И это тоже имеет прямое отношение к дизайну. «Нам не нравится то, что вы придумали! Давайте другое!». Я скажу: «Нет! Вы давайте!» Придумывайте свое! Не нравится - выходи с предложением. Канючить - не в тренде. В тренде - давать предложения, отстаивать их, воплощать, а потом нести ответственность перед городом.

С Павлом Шугуровым беседовала Надежда Налимова
Система Orphus

0
4 июля 2012 в 17:51
|
Показать комментарий?
"Нью-Йорк нуждался в лозунге,который убеждал людей, что это отличный город для путешествия!
Глазернадеялся, что кампания продлится только несколько месяцев, и сделалработу на безвозмездной основе." - из истории создания логотипа Нью Йорка
0
Показать комментарий?
Непросто там все. Он делал кампанию для штата Нью-Йорк. В штате не зашло, а вот в город да. Накрыла волна. Делал он не безвозмездно, а за символические деньги, а вот потом уже во что излилось... Хотя не исключаю что ТМ зарегистрировал не он сам, а какой-то ушлый коммерс
+1
4 июля 2012 в 17:52
|
Показать комментарий?
А интервью не плохое, молодцы ПМ. Павел правильные мысли говорит про логотипы-буквы, модная тенденция не более....
0
4 июля 2012 в 19:24
|
Показать комментарий?
>у Владивостока существует герб
Павел, какой герб Вам больше нравится? Который сейчас, официальный, принятый Думой или старый, с короной, якорями и лентой?

>нужно доработать то, что уже имеется
т.е. нам скоро стоит ожидать на общественный суд новый доработанный вариант герба?

И традиционно. Интервью интересное, ПМ - молодцы ;)
+2
4 июля 2012 в 23:45
|
Показать комментарий?
Наверное все же стоит признать, что во главе интереса стоят гос.деньги, а не что вы там пишите, мол, красивый город сделать. Иначе какой смысл было рисовать стену на молодежной, а через полгода ее стереть и заново все рисовать. Ну а про аншлаги ЛЕбедев уже все сказал.

(тут должна быть картинка про "нам причитается половина")
0
5 июля 2012 в 8:20
|
Показать комментарий?
дА, на самом деле хоть что то двигается в лучшую сторону - и то хорошо!
0
Показать комментарий?
Сергей, в корне не соглашусь. Если человек художник/дизайнер/поэт/копирайтер и т.д. каждый хочет делать работу, которая ему нравится, которая приносит моральное удовольствие и при этом оплачивается хорошо. Что в этом плохого? Говорить о том, что каждый хоть какашки будет жевать - лишь бы гос. бабло платили не совсем верно. Во-первых, не каждый. А, во-вторых, желание получить гос. деньги (хотя чем они отличаются от денег коммерческого клиента?) не отменяет желания делать качественный продукт. А уж если тебя заставляют Г делать и деньги суют... то другой вопрос - не путай первичность )
0
5 июля 2012 в 23:26
|
Показать комментарий?
гос бабало просто заполучить намного проще и освоить его тоже...а вот коммерческое нужно пОтом и пОтом и потОм и чуть-чуть чужой кровью)
0
Показать комментарий?
Что ж мы Лёша ещё не на госбабле? :)))

Всё это росказни, про простоту. Там своего гемороя полно, что ещё 10 раз подумаешь - стоит ли туда лезть...
+1
5 июля 2012 в 23:56
|
Показать комментарий?
Че там думать? Главное, не забывать делиться.
0
Показать комментарий?
Мне одной кажется, что Павел на Чадова на этой фотографии похож?
0
Показать комментарий?
Это интерпретация традиционного комментария "симпотичный"?
0
Показать комментарий?
Я удивленна, что это еще ни кто просто не озвучил..., а так да, симпатичный.)
0
5 июля 2012 в 17:11
|
Показать комментарий?
Навального на него нет! )
0
23 июля 2012 в 12:37
|
Показать комментарий?
Нормально так намекнул про щиты 3х6)))
+1
30 июля 2012 в 1:02
|
Показать комментарий?
Акула в символике по мотивам городского герба...Да уж, "высокохудожественный подход" не чего сказать..((
10 лет скитаний не прошли даром, они просто прошли..

Поверил только в ответ на последний вопрос.
«Нет» - должно стать нашим девизом. Но не тупое «нет и всё тут» прошлых десятилетий, а задорное провокационное «нет, но».
Этим тезисом можно смело перечеркнуть все выше сказанное господином главным художником города.

Вопрос к господину ГлавХуду: - Если горожане начнут преображать ("украшать") город и за свои деньги ставить скамейки, высаживать деревца-цветы и красить фасады домов, кто кому должен будет платить за благоустройство города (средства на которое выделяются из бюджета города и учитываются при его составлении) каждый год?!

После этого, хочется верить, что в ближайшие годы жители города сами будут класть асфальт, чистить ливневки и...оплачивать счета (налоги) за все это великолепие в бюджет города, "совершенно на добровольной основе".

П.С. Хм..странно. Почему в Находке и Хабаровске эти вопросы не поднимаются, а решаются как то силами и средствами городской администрации?! ..Не понятно..

А "дошерак" я разлюбил еще при Ельцине.
0
Показать комментарий?
как согласуются:
"За всю историю Владивостока было множество видов герба и все несколько «ущербные»",
и:
"Они уже работали с гербами России и Приморского края, и имеют четкое понимание, что нужно сделать"
???

Посмотрев "качество" исполнения сего "мастера", хочется спросить, он чей-то сынок, кто доверил недоучке такую должность?
+1
30 июля 2012 в 22:26
|
Показать комментарий?
Полагаю эти вопросы ни ко мне, а к ГлавГодХуду?! )))

Ответа думается мы от автора не получим. Не до "простых смертных" ему, "элита" не поймет.))
А то что пристроили..сложно сомневаться!
0
Показать комментарий?
да я понял, просто поддержал тему :)
Регистрация
Забыли пароль?

Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте