Опрос

Активных опросов пока нет. Можно посмотреть результаты предыдущих голосований.


Форум

14 февраля 2012

«В образовании отсутствие качества не прикроешь красивой рекламой»

Справка PM

Оксана Мартыненко

Директор ШИОД ВГУЭС, к.х.н




Интервью из архива

Образование — специфичная услуга, требующая особого подхода в продвижении. Особенно это касается образования школьного. О том, что происходит на рынке школьного образования, кто «клиент» школы, как воспринимают услугу родители и каким образом можно верно спозиционировать учебное заведение, мы поговорили с директором Школы интерната для одаренных детей им. Н. Н. Дубинина — Оксаной Олеговной Мартыненко.

PMОксана Олеговна, очень непривычно говорить о рынке школьного образования с маркетинговой точки зрения, но всё-таки образование — это самостоятельный рынок. Что он из себя сегодня представляет?

 Если смотреть традиционным взглядом «рыночника», то, наверное, этот рынок следует оценить как сформировавшийся, вполне зрелый, на котором сегодня не просматривается серьезных трендов к структурным изменениям. Конечно, в первую очередь хочется разделить образовательный рынок на платные и «бесплатные» школы. Можно посмотреть с другой стороны и разделить школы на «районные», в которые ходят потому, что они рядом с домом, и брендовые, в которые возят детей специально, даже издалека. В такие школы не просто попасть, там обычно конкурс и «лист ожидания» — очередь на поступление.

Почему в Приморье не открывается больше коммерческих школ — вполне очевидно. Барьеры входа чрезвычайно высоки, а рентабельность бизнеса — под большим вопросом. У нас не так много детей. В Москве, например, ситуация другая — там и детей больше, и мотивация родителей на особый подход в образовании выше, поэтому частный сектор в школьном образовании развивается очень неплохо.

PMА если делить рынок по игрокам — кто они, и какие есть сильные и слабые стороны в этом вопросе?

 Рынок среднего общего образования представлен частными школами, гимназиями, лицеями, муниципальными школами, с разными подходами к обучению. Особое место занимают школы интернатного типа, где могут учиться иногородние дети в том числе. Таких школ очень мало, а спрос, судя по нашему опыту, достаточно высок. У каждой категории есть «свой клиент». Это зависит от его потребностей, возможностей, предпочтений.

SWOT-анализ можно провести по наиболее значимым для потребителя параметрам: уровень затрат на образование — это наиболее значимо для абсолютного большинства потребителей, безопасность среды (в самом широком смысле, от физической защищенности до гарантий того, что ребенка не сманят куда не следует), психологический комфорт и качество подготовки. Близость к дому тоже важна, но в последние годы все менее и менее, т.к. все население за рулем.

PMКак на этом рынке позиционируется ШИОД? На какой сегмент идет ориентация?

 Мы позиционируемся как школа с особой миссией. Школа, способная дать многое ребятам, которым это действительно необходимо: интеллектуалам, творческим личностям, серьезно занимающимся спортом, и тем, кто мотивирован на успех и достижения. ШИОД – это социально значимый проект, реализуемый с 2001 года совместными усилиями ВГУЭС и Администрации Приморского края. Его цель — поддержка одаренных детей, создание условий для их развития и максимальной самореализации на благо общества, поскольку именно с талантливыми во всех областях детьми и молодежью любая нация связывает надежды на прогресс и конкурентоспособность. На федеральном уровне в разные годы принимались специальные целевые программы по поддержке одаренных детей, были и годы затишья. Но в Приморье, к счастью, в течение 10 лет проект развивается непрерывно благодаря постоянной поддержке Администрации края, губернатора и энтузиазму педагогов ВГУЭС.

Поэтому позиционирование продиктовано не рыночными аргументами, а целями проекта — ШИОД принимает на обучение детей с 5 по 11 класс, имеющих индивидуальное портфолио достижений или, если достижения пока только в планах, ребят, высоко мотивированных к обучению, творчеству, спортивным достижениям в соответствии с профилями наших отделений (международное, спортивное, отделение творческих и инновационных программ). Огромное значение имеет позиция родителей, поскольку именно их поддержка — решающий фактор для успешности ребенка, особенно на средней ступени нашей школы.

PMЕсли интерес Администрации края в социальном проекте понятен, то зачем такой проект ВГУЭС?

 Школа для одаренных детей в структуре университета — это достаточно традиционно. Такие школы, как правило, именно при университетах и создаются, поскольку для них, в отличие от любых других школ, принципиально важны две вещи: серьезная научная составляющая и преемственность программ подготовки, возможность вырастить из одаренного малыша талантливого молодого человека, который в реальной обозримой перспективе способен внести реальный вклад в науку, экономику. Уровень образования, который предполагает школа для одаренных детей, на чисто «школьном» ресурсе потянуть невозможно, необходим серьезный интеллектуальный вклад на «профессорском» уровне.Это может дать только университет.

В стране таких школ немного. Не каждый регион и не каждый университет берется за подобные задачи. Интересный факт — ректор МГУ им. Ломоносова В.Садовничий объявил, что в 2012 году в МГУ планируется построить интернат для одаренных детей. Только планируется. А во ВГУЭС он успешно работает уже 10 лет. Интернат — это принципиально. Мы можем собрать детей со всего региона, у нас таких сегодня половина.

Для ВГУЭС такая школа — это ещё и кузница талантливых абитуриентов. Сегодня порядка 60-70% выпускников ШИОД поступает во ВГУЭС, многие продолжают обучение в аспирантуре и магистратуре университета. И, конечно, выпускники ШИОД вносят серьезный вклад в рейтинг ВГУЭС по уровню подготовки абитуриентов.

PMВ чем специфика рынка школьных образовательных услуг, скорее даже в плане продажи образовательных услуг?

 Образование всегда было и будет специфическим рынком. Начнем хотя бы с того, что всегда есть выбор между «бесплатным» и платным. Согласитесь, не типичная ситуация для потребительских рынков. Причем это также единственный рынок, где прямой зависимости между платностью, бесплатностью и качеством нет. Есть очень качественное образование за счет бюджета, а есть коммерческие школы, основой благополучия которых является внешний лоск в условиях сниженной планки требований к учащимся.

Потребителю постоянно нужно объяснять, что не стоит рассматривать школы как хорошие и плохие, сильные и слабые — конкретная образовательная услуга должна подходить конкретному ребенку, его индивидуальным особенностям и потребностям. Выбирать надо и место, и атмосферу школы, и технологию и даже людей. Если ребенку не будет во всех отношениях комфортно в школе, ни о каких успехах говорить не придется.

PMА кто в образовании является «клиентом» — школьник или родитель?

 Формально в соответствии с договорными отношениями есть три стороны: исполнитель — образовательное учреждение, заказчик — родитель, либо законный представитель ребенка и сам ребенок — потребитель образовательных услуг. Но на деле, как только ребенок осознанно встает в позицию потребителя, образование на этом заканчивается. Образование по сути, а не по юридической форме — это сотрудничество, сотворчество, но никак не «потребление».

PMСуществует мнение, что образование, как и все, что связанно с детьми, это тот бизнес, где клиент дает рубль, а требует на два. Какие требования предъявляет современный родитель к нынешней школе?

 И правильно делает, что требует. Для родителей это более чем нормально — требовать лучшего для своего ребенка в любой ситуации, и от государства тоже. Родители нашей школы очень требовательны, потому что знают, зачем пришли и ребенка привели. И это помогает нам держаться в тонусе, буквально ежедневно работать над собой. А вот то, что многие наши граждане легко идут на компромиссы в вопросах качества «бесплатного» образования своих детей, далеко не на пользу этому самому образованию.

PMТо есть много требований предъявляется к тому, что не является работой учителя напрямую. Как родители понимают услугу в образовании?

 По-разному понимают. Многое зависит от культуры семьи. Единственное, пожалуй, требование родителей, которое принимается однозначно и безусловно всеми как базовое — безопасность школы и самого образовательного процесса в самом широком понимании: от физической защищенности до психологического комфорта. Что касается «наших родителей», то абсолютное большинство из них разделяют ценности школы. Без сотрудничества с семьей успеха в образовании достичь очень трудно. В целом наши родители — очень заинтересованная категория, ориентированная на высокие стандарты образования. Их требовательность к школе помогает нам постоянно держать высокую планку, стремиться к лучшему. Вообще наши родители — замечательные, это правда, как и их дети.

PMКак формируете имидж школы?

 Общеизвестными методами, ничего особенного. Единственная, но важная особенность — высокая чувствительность детской аудитории. Если взрослым еще можно пустить пыль в глаза — детям не получится. Все расскажут как есть, быстрее любой рекламы. Поэтому имидж школы на 90% изнутри, а внешняя «обертка» помогает просто лучше донести «внутреннее содержание». Воспользуюсь словами директора знаменитой московской «школы Рачевского»: «Хорошая школа — это школа, в которую дети ходят с удовольствием». При высокой планке требований, конечно. Это и есть наш основной ориентир.

PMОчень необычно слышать от директора школы о PR-технологиях.

  Уже достаточно обычно. Вы просто, наверное, с директорами мало общаетесь.

PMУ вас в школе даже есть специалист по направлению — маркетолог. Зачем школе маркетолог?

 А зачем школе маркетинг? В моем представлении маркетинг — это не только специализация, но и образ жизни любого предприятия или проекта в рыночной среде. Школа конкурентоспособна, если она работает на интересы своих заинтересованных сторон. Эти интересы надо знать, следить за изменениями, эффективно организовывать информационный обмен. Это приличный пласт работы.

PMКак вообще продвигать школу? Существует ли сезонность? Как оцениваете эффективность каналов?

 Главное — дойти до «своего клиента», поскольку ШИОД — это не продукт массового потребления. Сезонность есть, взлет интереса бывает весной, потом небольшой подъем — осенью (это те, кто «не туда попал» и срочно пытается переориентироваться). Но в течение года звонки нам поступают каждый день.

Есть одно «но»: в образовании отсутствие качества не прикроешь красивой рекламой — бесполезно. Поэтому главный канал — «people talking» и реальные успехи и достижения наших учащихся и выпускников. Именно они — самый убедительный аргумент. А судя по ответам на традиционный вопрос «а откуда Вы о нас узнали?» 90% говорят: «услышали от знакомых и посмотрели ваш сайт». Вот ответ об эффективности каналов.

PMСложно ли подобрать персонал для школы, которая работает с одаренными детьми?

 Просто подобрать практически невозможно. На этапе подбора можно лишь выявить ключевые личностные и профессиональные компетенции, свидетельствующие о предрасположенности к работе в такой школе. И еще важно — педагог должен хотеть работать с одаренными ребятами, он сам должен быть ориентирован на успех, хотеть сделать в профессии больше, чем требуется стандартами. Если нет этой внутренней мотивации, миссии, если хотите, — вряд ли человек придет работать на такой фронт.

Педагоги и специалисты для работы с одаренными детьми взращиваются годами, в специально создаваемой для этого среде школы, нарабатывают опыт. Молодые педагоги, которые приходят к нам, проходят минимум годичный «курс молодого бойца» под руководством опытных наставников из числа лучших и наиболее авторитетных специалистов. Таким образом, люди, работающие с одаренными детьми, должны быть, с одной стороны, в принципе способны и расположены к этой работе, а с другой — исключительно компетентны.

Персонал ШИОД — это эксклюзив и наше главное конкурентное преимущество, а поэтому — основная ценность школы. Мы высоко ценим уникальную атмосферу творчества и сотрудничества, которая создается коллективом талантливых и увлеченных педагогов. Пожалуй, именно это главное, что выделяет нашу школу. Именно поэтому дети идут в нашу школу с радостью, с ожиданием удивительных открытий.

Вопросы пользователей:

 Что такое «одаренный ребенок»?

 Не что, а кто! Это человечек такой, иногда  — очень ровный и беспроблемный, зачастую - необычный, в чем-то и не совсем понятный окружающим, иногда — даже неудобный. Но главное – с большим потенциалом, который может лежать на поверхности, а может быть и спрятан достаточно глубоко. Вообще это очень тонкая материя. Скажу одно – это совсем не обязательно «паинька». Хотя и такие среди них нередко встречаются.

 Как вы делите детей на одаренных и неодаренных?

 Мы детей вообще не делим. Мы с ними вместе живем и работаем, помогаем каждому раскрыться и «сделать себя», невзирая на трудности и особенности. И, судя по результатам и отзывам выпускников, у школы это получается. Как говорят сами выпускники, «в ШИОД делают прививку успешности на всю жизнь» - для нас это самая высокая оценка, выше любых наград.

 Что важнее — коэффициент умственного развития или творческий потенциал?

 Важнее суметь найти себя, область может быть любой, а может быть и несколько сразу.

Система Orphus

0
23 февраля 2012 в 0:37
|
Показать комментарий?
Не что, а кто! Отвечаете как будто вы директор.
Разве есть разница между вопросами кто и что?

А вообще довольно не обычная тема интервью для приммаркетинга на мой взгляд.
Вопросы я задал — детей не, спросить более нечего (-
0
24 февраля 2012 в 13:14
|
Показать комментарий?
Безотносительно темы и интервью:
"в ШИОД делают прививку успешности на всю жизнь" - прививка это мертвые или полуживые клетки вируса, которые вводят человеку, для того, чтобы его собственный иммунитет выработал адекватные антитела.

Если делать прививку успешности - то человек успешным не станет.


0
24 февраля 2012 в 14:29
|
Показать комментарий?
Ну вот взял все и испортил.
+1
24 февраля 2012 в 14:37
|
Показать комментарий?
Ты первый хотел это написать? Извини.

А кто минус поставил? Доктор или лингвист?
+4
24 февраля 2012 в 14:58
|
Показать комментарий?
А ещё прививка — это вегетативный способ размножения растений путём объединения частей нескольких растений. А уже из этого — "прививать начинает выражать общее, отвлеченное значение: `вкоренить какое-нибудь свойство, заставить усвоить какую-нибудь привычку'; привиться — прививаться — `укорениться, сообщиться кому-нибудь' (о свойстве, привычке и т. п.). Ср. во французском языке inoculer la vaccine à qn и inoculer как синоним implanter в переносном значении."
–2
24 февраля 2012 в 15:12
|
Показать комментарий?
плюсанул!
0
24 февраля 2012 в 15:15
|
Показать комментарий?
Волнуюсь, есть ли разница между "Привить успешность" и "Сделать прививку успешности"?
0
24 февраля 2012 в 15:46
|
Показать комментарий?
К сожалению, есть. В любом случае, что "привить успешность", что "сделать прививку успешности", что "заразить успешностью" — туманные выражения (: Что хотели сказать догадываешься, но сделали это как то коряво.
0
24 февраля 2012 в 16:06
|
Показать комментарий?
Я про то же.
+1
24 февраля 2012 в 15:10
|
Показать комментарий?
Меня интересует нет ли лицемерия в названии? Вот у меня есть совершенно обычный ребёнок и 20 тыс. рублей ежемесячно на его обучение, поможет ли ему это стать одарённым ребёнком? Ведь детей и так не хватает, суметь бы классы набрать, не до отбора.

А если поможет, то тогда последние две буквы в ШИОД - это такой маркетинговый ход отделяющий моего ребёнка, от всех остальных, у кого нет 20 тыс?

Или реально нужно принести или диплом победителя олимпиады по математике, или картину, нарисованную в 5 лет, или аттестат без четвёрок?

PS: сам я учился в лицее ВГУЭС, потом в самом ВГУЭСе, и там реально великолепные преподсостав и материальная база.
0
24 февраля 2012 в 15:31
|
Показать комментарий?
В школе есть бюджетные места, на которых обучаются дети, подтвердившие свои интеллектуальные способности. Если у тебя есть целеустремленный, высоко мотивированный ребенок, то эта школа поможет ему проявить свои способности. Вообще, такие школы существуют для детей, которым сложно учиться в обычной школе.
0
24 февраля 2012 в 16:43
|
Показать комментарий?
Извините, был не прав, осознал.
0
24 февраля 2012 в 17:06
|
Показать комментарий?
и то, и другое верно )) либо одаренный ребенок, либо ребенок, у которого "одаренные" деньгами родители... я считаю, что ничего постыдного в этом нет...
Сам там был и есть, некоторые дети действительно поражают и выделяются! Вполне возможно, что в глубинке (в своей родной школе в каком-нибудь маленьком городке ПК) они бы тоже не пропали, но ШИОД реально дает больше шансов на успех, на самовыражение, на дальнейшую самореализацию!
0
24 февраля 2012 в 16:49
|
Показать комментарий?
В возможности ШИОД верю, т.к. сама в школе училась у Межоновой и знаю великолепные способности и любовь к профессии у этого человека. Людмиле Владимировне буду всю жизнь благодарна, за то, что привела меня в маркетинг в 9 классе.
0
29 февраля 2012 в 15:34
|
Показать комментарий?
удивила очень короткая "Справка" от ПМ
а О.О. действительно интересный человек - и в коммерческих компаниях работает, и должность занимает во ВГУЭСе занимает, и пары химии ведет (сама рассказывала год назад)
0
29 февраля 2012 в 17:49
|
Показать комментарий?
про химию не знала!
Оксана Олеговна очень отзывчивая, креативная,приятная в общении и, главное, стратегически мыслит.
P.S. еще СИМПОТИЧНАЯ!
0
1 марта 2012 в 9:22
|
Показать комментарий?
там в справке написано К.Х.Н. - это вот как раз химические науки
Настя, а ты где с Оксаной Олеговной встречалась?
мне просто интересно, мы то с ней в Спектре работали
0
1 марта 2012 в 15:58
|
Показать комментарий?
А у меня она химию преподавала
0
1 марта 2012 в 16:00
|
Показать комментарий?
ага, помню)
Настя кстати рассказала где с ней познакомилась
0
Показать комментарий?
Согласен, очаровательный человек и отличный профессионал.
Регистрация
Забыли пароль?

Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте