Маркетолог - вымирающая профессия ...

13 января 2014 года 2014


ВУЗы нашей страны ежегодно выпускают пачками маркетологов, PR-менеджеров, рекламщиков. В одном Владивостоке кафедры маркетинга ежегодно выпускали порядка 200 только маркетологов с классическим институтским образованием. Вопрос в том, сколько нужно городу (с примерно 10.000 компаний, половина из которых состоит из 1-5 чел.), специалистов по маркетингу, рекламе и смежным направлениям (PR и журналистика).
Ситуация с маркетологами выглядит так же как и ситуация с выпускниками специальности Менеджмент. Менеджеры у нас все. Проблема найти нормального менеджера, понимающего различие микро (экономика фирмы) от макроэкономики (экономика региона).

Есть ли спрос в данное время во Владивостоке на маркетологов? Безусловно, есть - и подтверждение этому результаты поиска вакансий маркетологов на том же FarPost.
В конце декабря 2013 поиск выдавал автору более 40 активных вакансий. Значит спрос есть? Но, давайте не будем спешить с выводами и посмотрим на то, чем же должен заниматься специалист по маркетингу в наших компаниях. Здесь видим сразу два основных момента:

1. перечисляется классический Маркетинг-Микс (инструкции, отражают общее представление руководителя или кадровика о круге обязанностей предполагаемого маркетолога). С виду вроде все в порядке. Но, обратимся к практике функциональных обязанностей маркетолога, не к тому что написано, а к тому что предстоит делать по факту. Маркетолог, в крупной Приморской дистрибъюторской компании (курей продают) помимо первичных и вторичных исследований, поддержания сайта (и контент (креатив, копирайтинг и редактура), и продвижение в сети (Direct, AdSense), и SMM-маркетинг, и владение графикой), должен заниматься брендингом, заниматься секретарской работой (прием звонков), подготовка отчетности и документов для продажников, ездить с аудитом на склады компании, готовить дома вареных кур для дегустаций (наших курей и 3-4 основных конкурента) руководства и продажников ... Как сказал мне еще 10 лет назад руководитель крупного производственного предприятия, не знали как назвать и назвали Маркетологом (там даже в хозчасти по щтатке маркетологи были).

2. уровень подготовки свежеиспеченных маркетологов падает с каждым годом. Говорю как человек более 15 лет работающий в сфере образования. Не спешите бросать в меня камень, сложно объяснить это причинами образования, во многом это определяется желанием самих обучающихся получать знания сверх основного курса. Целеустремленностью, если хотите "огоньком в глазах". Выходят студенты сейчас какие-то сонные все время. Многие на 2 специальностях учатся одновременно (Маркетинг и Юриспруденция или Маркетинг и Таможенное дело и т.д.).
Общее падение креатива видно и в столице, стоит посмотреть на рекламу крупнейших компаний идущую по ТВ. Сонно все, штампованно. И вспомните рекламу конца 90х.!

Сама по себе специальность универсального маркетолога давно загнулась, так же как и специальность универсального менеджера. Если ты менеджер, то в какой области управления ты специализируешься? Люди, финансы, производство, время, бизнес-процессы, инновации .... Если ты маркетолог, то в какой области? Маркетинг - это философия современной рыночной экономики. Так и представляйся - философ рынка.
В свое время на кафедре маркетинга ДВГУ была полочка, на которой написано было - "Маркетологи управляют Миром". А нужны ли миру - философы от бизнеса?

Идет очередной кризис, кого он в первую очередь затронет ... философов от бизнеса! Их бедолаг начнут сокращать, урезать, нагружать обязанностями (типа варки кур дома, рассмотренной нами ранее).
Обидно, но маркетинг - универсальное философское учение о современных рыночных отношениях уходит в прошлое. Воистину, маркетолог умирающая профессия ...
0
14 января 2014 в 13:42
|
Показать комментарий?
Если кратко, то: "раньше все было круто, а сейчас отстой"
0
15 января 2014 в 12:35
|
Показать комментарий?
По поводу урезать сокращать, это касается не только маркетологов, специалисты по персоналу (кадровики) тоже среди первых попадают под раздачу в "кризисные периоды". И так же размыты их обязанности 3 в 1. Видимо таковы реалии Российского бизнеса :)
0
14 февраля 2014 в 23:50
|
Показать комментарий?
"Философы от бизнеса" нужны будут всегда. Другое дело, что "штамповать" их не получится с помощью нашей системы образования. Почему умирает специальность? Да потому большинство новоявленных маркетологов ничего толком не могут и не умеют. Отсюда и не доверие, и сокращение как результат.
0
16 февраля 2014 в 1:32
|
Показать комментарий?
Добавь еще - во всем виноват Путин.
0
22 октября 2014 в 16:56
|
Показать комментарий?
не могу согласиться, сейчас даже столько центров популярных для обучения маркетингу!
0
18 ноября 2014 в 21:49
|
Показать комментарий?
Безусловно, маркетинг сейчас очень популярен, и даже есть дефицит в специалистах, потому и программы в УМЦ ФинКонт настолько популярны.
Регистрация
Забыли пароль?

Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте

Все Новое - это хорошо забытое Старое...

Все Новое - это хорошо забытое Старое...

Катернюк Алексей Валерьевич

к.э.н., доцент, гильдия маркетологов России, автор 9 книг по маркетингу, рекламе и менеджменту и более 150 статей.

Другие записи колумниста

Выбор редакции

Самые обсуждаемые