Когда маркетологи превратились из продавцов в мошенников?

18 августа 2013 года 2013
Предупреждаю сразу. Этот текст - детище графоманства его автора. По его итогу не будет поставлено острых вопросов, предложено вариантов решения проблемы и выходов из ситуации. Скорее это просто порция воскресных рассуждений на глобальные темы. Даже на крик души не потянет :).
Удачного чтения!
.

Тренд на здоровое питание сделал маркетологов в FMCG из "продавцов" - "мошенников".

Посудите сами, ну да - раньше была задача тупо выделяться и кричать громче остальных, почему твой продукт круче. Начиналось всё с примитивного нагона узнаваемости - "я беру то, что знаю", а продолжилось придумыванием УТП.

УТП всегда отвечает общественному тренду (потребности). То есть, когда все хотят пить - глупо, рассказывать как твой продукт хорошо чистит рот или насколько он сытный.

В процессе этой игры, стало понятно, что в маркетинге, как на выборах - соперничают не кандидаты, а политтехнологи. Товары конкурируют не на языке, не в упаковке, не на полке, а в телевизоре, в СМИ, на щитах. Люди покупают легенду, этой 5-ти страничной мысли Сэт Годин целую книжку посвятил. И даже много тиражей её выпустил.

Получилось, что в угоду обществу перестраивать производство - дорого. Куда эффективнее придумывать новые легенды. Просто питьевая вода в доступной упаковке перестала быть ценностью? А она у нас ещё и полезная? Просто "полезная вода" не "торкает"? Разливаем её по трем разным бутылкам и говорим, что эта полезна для спортсменов, эта для мам, а эта для детей. Ещё 100 мл. откуда-то осталось? Ну льем её в 100 мл. бутылочку, вешаем сверху PREMIUM, шрифт подороже и на полку.

Действительно, между производством и продажей создали такую могучую прослойку, которая легко адаптируется под запросы, легче, чем перестраивать производство под моду. Тем более, что мода может быть на сезон, а всякие изыскания научные и переоснащение линий - это не меньше года.

Долгое, достаточно, время "легенды" формировались с имиджевой составляющей, этот продукт модный, а этот нет. Этот напиток пить прикольно, а этот нет. Этот для молодых, а этот для "умеющих ценить жизнь" (что это вообще?).

И тут в обществе назревает тренд на здоровое питание и по старой лавочке маркетологи начинают наполнять содержанием угодным обществу свои бренды. И начинается откровенное вранье. Живое пиво, живущее в бутылке 6 месяцев, йогурты с бифидобактериями, "курица без атибиотиков" и гамбургеры из мраморной говядины на $4. Все уже успели оценить ролик с раскрытием рецепта приготовления котлет МакДональдс?

Упаковка становится дороже. Бренды премиальнее. Этикетки ярче. Материалы в производстве дороже. Только вот продут - как был говном, так говном, простите, и остался.

Приведу пример с собачьим кормом. Во времена появления "Педигри" и прочих "Чаппи" с телевизора говорили нам: "Человеческая еда - не для собак. Глядите какие счастливые собачки, они получают все витамины!". УТП было в полном рационе в одной упаковке и удобстве. Сегодня, появилась куча собаководов, желающих накормить свою собаку настоящим мясом, но в голове сидит до сих пор это: "Человеческая еда - не для собак". Я ничего не хочу сказать про самые дешевые корма, где за 15 рублей, тебе продают 100 грамм говяжьего фарша, где в составе стоит "говядина - минимум 4%", но есть ведь и премиальные корма. Вот, например, я кормлю собаку кормом, который называет ни много, ни мало - "ирландский завтрак с кроликом и овощами". Состав: "Мясо и субпродукты (кролик - не менее 20%)". Стоит это безобразие 70 рублей за 100 грамм. То есть кило этого корма стоит - 700 рублей. 700 рублей за килограмм массы из кролика на 20% и говяжьих кишок на 80%.

Я не об ожиданиях премиальности от дешевого продукта. Я о том, что даже будучи готовым заплатить больше за то качество, которое декларируют маркетологи, я его не могу получить.

- Ну вот хочу я кормить собаку ирландскими завтраками! Дайте мне!
- Пожалуйста, специально за вас, за ваши деньги, мы назовем эту же дрянь "ирландским завтраком
".

Но этот псто не о собаках и не о собачьем корме - такая ситуация во всем. Фастфуд не меняет рецепты, но месяц от месяца - гамбургеры приобретают новые, разве что не целебные, свойства. Водка становится полезнее. Сигареты безопаснее. Пиво и йогурты натуральнее. А вся модернизация производства направлена на 2 вещи - как красивее подавать и паковать, и как эффективнее производить - больше вкуса без мяса и т.д.
+1
19 августа 2013 в 18:51
|
Показать комментарий?
Как итог - угроза всей планеты в целом. Ведь раньше никто не стремился продать яркую упаковку - колбасу заворачивали в бумагу, она через месяц раскисала под дождями, ну а выброшенные бутылки даже дети искали, чтобы купить стакан сока. Сейчас - тонны цветного мусора, пакетов и пластика валяется по свалкам, углам и оврагам города. Упаковка становится дороже самого продукта, а типографиям уже впору брать слоганы "Мы производим мусор".

И насчет "продукт не меняется" - не соглашусь, производители меняют продукты. Например, вместо мяса в пельменях теперь соя, а вместо фарша в гамбургерах - мелкодисперсное мясо (жира, кожи и внутренних органов) с использованием гидрооксида аммония.

0
20 августа 2013 в 0:11
|
Показать комментарий?
"А вся модернизация производства направлена на 2 вещи - как красивее подавать и паковать, и как эффективнее производить - больше вкуса без мяса и т.д."
0
20 августа 2013 в 13:18
|
Показать комментарий?
По секрету тебе скажу, что в СССР была мясная колбаса, а соки были натуральными в трехлитровых банках, а потом раз! переворот, выстрел в "Белый дом", Борис на танке и привезли все заграничное, и с того момента как ты из ССССР шагнул в новую страну, для тебя это стало новым и неожиданным.



Вот и возникают вопросы "когда маркетологи превратились в мошенников", да они всегда ими и были. В загнивающем капитализме Соединенных Штатов, уже много-много лет как этим уже пользуются. Сам посуди, сколько лет Макдональдсу и Коле?

0
19 августа 2013 в 19:16
|
Показать комментарий?
Впрочем, чему удивляться. Все просто и закономерно. Как и любая компания, Макдональдс ориентирован на извлечение прибыли любой ценой. И дело не во вредности добавки, хотя она, безусловно, наносит вред здоровью.

Основной цимес в том, что все эти шикарные котлеты в гамбургерах - на деле сделаны из копеечных отходов производства, пригодных разве что на корм животным. Но с помощью химикатов они смешиваются и получаются вполне себе красивые котлетки.

Капитализм, как он есть. В рекламе - мясо. В котлетах - кожа, жир, кишки.


0
20 августа 2013 в 10:32
|
Показать комментарий?
Котлета из макарон с сыром? ммм.... :)
0
20 августа 2013 в 12:58
|
Показать комментарий?
Да, называется наггетсы. Что "ммм..."? Тоже делается из МДМ.
0
21 августа 2013 в 11:31
|
Показать комментарий?
это не могут быть нагетсы, присмотритесь. это определенно не они, а что-то другое запеченное
0
21 августа 2013 в 12:46
|
Показать комментарий?
Да, может быть что-то другое. К сожалению, в Мак не хожу, потому не знаю. Сейчас загуглил "наггетсы в макдональдс", и понял что еще долго не пойду в Мак.
0
23 августа 2013 в 11:31
|
Показать комментарий?
Что не так на картинке? Обычное куриное филе по виду.
0
23 августа 2013 в 14:09
|
Показать комментарий?
"Ещё долго не пойду в Мак" нужно понимать "не скоро поеду куда-нибудь из Владивостока"
+1
24 августа 2013 в 0:52
|
Показать комментарий?
Под*..л как король. А местные RB таки суют что-то иное?
+1
20 августа 2013 в 11:00
|
Показать комментарий?
А самое главное весь маркетинг оплачивается покупателем
Регистрация
Забыли пароль?

Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте

В каждом проекте есть доля Здравого Смысла!

В каждом проекте есть доля Здравого Смысла!

Леонид Копылов

Маркетолог не читатель. Маркетолог писатель.

Другие записи колумниста

Выбор редакции

Самые обсуждаемые