Опрос

Активных опросов пока нет. Можно посмотреть результаты предыдущих голосований.


28 октября 2013 года

Рынок электронной коммерции в цифрах

Итак, рынок электронной коммерции в России растет, растет быстро и стабильно, на 25 – 30 % в год. Темпы роста этого сектора экономики опережают темпы роста экономики страны почти в 10 раз, если опираться на данные по 2012 году: ВВП России вырос на 3,5%, а e-commerce – на 28%.

Если сравнить 2009 и 2012 годы, то всего за 4 года рынок вырос вдвое - с 210 млрд. рублей до 405 млрд. рублей. Однако сегмент электронной коммерции в российской экономике стал заметен только в последние годы – ранее он не дотягивал и до 1%. Но уже в 2011 году доля продаж через Интернет составила 1,5% в общем объеме российской розничной торговли, в 2012 году она составляла уже 2,2%, а к 2015 году эксперты прогнозируют рост до 4,5%.

Все эти показатели очень оптимистичны, однако на мировом уровне российская электронная коммерция находится все еще на «зачаточной» стадии развития, и кроме быстрого роста других аргументов в споре с признанными гигантами онлайн потребления у нее пока нет. Проиллюстрировать этот факт можно очень просто: самая большая по территории страна в мире с самой большой аудиторией пользователей Интернета в Европе занимает всего 1,3% глобального объема рынка электронной коммерции: россияне потратили в 2012 году 13 млрд. USD в Интернете, а все жители нашей планеты – 1 трлн. USD. Эта цифра показывает, что не только для российского рынка e-commerce прошедший год был переломным – мировой рынок в этом году преодолел знаковую черту в 1 трлн. USD.

Мировой рынок изменяется, и доли различных сегментов перераспределяются на глазах. Развитые экономики Западной Европы и Северной Америки все еще обладают значительными долями рынка: 26,9% и 33,5% соответственно. Однако, самое заметное явление на глобальном рынке – это рост Азиатско-Тихоокеанского региона, для которого прогнозируется увеличение объемов рынка на 10% за 4 года, тогда как Северная Америка и Западная Европа потеряют по 4-6% за тот же период. Отнести российский рынок электронной коммерции к какому-то географическому рынку затруднительно, да и влиять на позицию глобальных экономических регионов со своими 1,3% российский e-commerce пока не может. Общая динамика изменения доли экономико-географических зон в глобальном объеме рынка электронной коммерции представлена в таблице 1.

Общие результаты исследования Рунета в разрезе его основных показателей: динамики роста, места на мировом рынке электронной коммерции, соотношения размера (или объема) годовых затрат российских интернет-покупателей с жителями других стран мира - вся информация – на инфографике ниже.

Россияне привыкают к Интернету – медленно, но верно. По данным одного из исследований Data Insight за 2012 год, нельзя связывать напрямую год подключения пользователя к Интернету и его включение в аудиторию интернет-покупателей.

Только 11% россиян начинают совершать покупки сразу же после подключения к Всемирной Сети. Чаще всего активно совершать покупки в Интернете россияне начинают через 3 года пребывания онлайн – таких в России 23%. Год на адаптацию к онлайн покупкам нужен 13% пользователей, 2 года – 16%. А еще 37% ждут больше 5 лет, прежде чем впервые наполнить виртуальную корзину и нажать кнопку "Купить". Можно предположить, что на такой высокий процент "консерваторов" влияет и подрастающее поколение рунетчиков, которые в первые годы жизни в Сети просто не имеют достаточного количества собственных денег для совершения покупок в Интернете – за них покупают родители. Также в эту аудиторию входят те, кто начал пользоваться Интернетом до активного развития электронной коммерции в России. Закономерно предположить, что с ростом популярности e-commerce в Рунете с каждым годом пользователи будут вступать в стройные ряды интернет покупателей все быстрее и быстрее.

Всего на сегодняшний день личным опытом в совершении покупок через Интернет обладает целых 22 миллиона россиян, что соизмеримо с населением двух российских столиц вместе взятых. Как же интернет-магазины обслуживают такую «орду» покупателей: принимают оплаты и доставляют заказы?

Почти в половине случаев россияне получают свой заказ из рук в руки - от курьера – так доставляется 46% заказов в России. На втором месте – логистический монополист "Почта России", услугами которой, несмотря на бесконечные жалобы и возмущения, пользуется треть россиян для доставки своих заказов. Безусловно, это связано в большей степени с особенностями географии нашей страны, ведь для большинства малых населенных пунктов "Почта России" - это единственный способ получить свою покупку из интернет-магазина. А еще 20% россиян предпочитают "идти к горе": 11% забирают покупки в пунктах выдачи заказов, 8% - в магазинах, а 2% пользуются нестандартными или новыми инструментами доставки, например, постоматами.

Среди способов оплаты лидируют наличные – почти 70% оплат приходится на этот классический платежный инструмент. Еще 5% россиян предпочитают платить из своих "электронных кошельков", а на банковские карты приходится по разным данным от 14% до 17% оплат. На другие многочисленные и менее популярные платежные инструменты приходится еще 12% оплат заказов.

Подробная информация обо всем этом – в инфографике ниже.

Система Orphus

Знаешь больше? Сообщи!

Понравился материал?  
Регистрация
Забыли пароль?

Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте