Опрос

Активных опросов пока нет. Можно посмотреть результаты предыдущих голосований.


12 февраля 2013 года

Тренды на российском рынке слияний и поглощений

Был составлен рэнкинг сделок по слияниям и поглощениям за четвертый квартал 2012 года. Отслеживались сделки с объемом не менее 99 млн долларов. Всего, согласно данным, в третьем квартале было проведено семь сделок, общим объемом в 3,51 млрд долларов. Также было заключено еще 13 сделок, не попавших в выборку из-за малого размера: их совокупный объем составил 593 млн долларов. Таким образом, за три месяца на российском рынке слияний и поглощений прошло 20 сделок общей суммой около 4,1 млрд долларов.

Среди крупных завершенных сделок в четвертом квартале четыре прошли на внутреннем рынке — и покупателями, и их «мишенями» выступали российские компании. Еще в двух случаях российская компания стала целью приобретения иностранным инвестором. На зарубежных рынках российские компании провели лишь одну сделку.

Кроме того, в четвертом квартале было анонсировано еще 24 сделки, прогнозным объемом более 71,6 млрд долларов. Однако большая часть этой суммы — 56 млрд долларов — пришлась по сути на одну сделку — покупку ТНК-BP государственной «Роснефтью».

Для сравнения: в третьем квартале на российском рынке слияний и поглощений прошло 12 сделок на общую сумму 5,4 млрд долларов.

Традиционно, в четвертом квартале на рынке наблюдается активизация, отмечает партнер группы сделок по слияниям и поглощениям КПМГ в России и СНГ Шон МакКарти. «На протяжении первого полугодия 2012 года на рынок влияла неопределенность, вызванная сложностями еврозоны и президентскими выборами в России. В результате, покупатели демонстрировали более консервативный подход. С прояснением ситуации после выборов и с учетом более оптимистичных прогнозов в отношении стабильности в Европе большее количество компаний пошли по пути покупки активов, что и привело к заметному росту количества сделок», — поясняет он.

По словам эксперта, примечательно и то, что при общем увеличении объема сделок их средняя стоимость уменьшилась. Такая тенденция наблюдалась в прошлом году по всему миру и свидетельствует об осторожной позиции покупателей. Можно сказать, что сейчас инвесторы отдают предпочтение не слишком крупным сделкам, вместо масштабных приобретений, ведущих к реорганизации всей бизнес-модели. Сохраняющаяся макроэкономическая неопределенность по-прежнему является определяющим фактором, замедляющим рост на рынке M&A сделок. Однако по мере улучшения ситуации в еврозоне активность на рынке продолжит повышаться и в 2013 году число и объемы сделок по слияниям и поглощениям в России могут вырасти, прогнозирует Шон МакКарти.

«Новатэк» закачал «Нортгаз»

 Крупнейшей закрытой M&A сделкой стала покупка «Новатэком» 49% акций «Нортгаза» у R.E.D.I. Holdings Фархада Ахмедова. Сумма сделки составила 1,375 млрд долларов. Такая сделка выгодна обеим сторонам, хотя по мультипликаторам «Нортгаз» был оценен вдвое дешевле «Новатэка», считает аналитик ИК «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин. «Российский газовый рынок консолидируется, и для Ахмедова сделка стала удобной возможностью для выхода. «Новатэк» благодаря покупке увеличит в 2013 году добычу газа на 3–4%, конденсата — на 6%», — прогнозирует эксперт.

О желании бизнесмена выйти из актива стало известно в 2011 году. В качестве возможного покупателя называлось «Интер РАО», однако стороны так и не сошлись в цене. Причиной стремления бизнесмена продать свой пакет стал конфликт с «Газпромом», который владеет контрольным пакетом «Нортгаза». Долгое время стороны не могли сойтись в цене, по которой «Нортгаз» будет продавать газ монополии. У нового собственника актива таких проблем не возникло.

РЖД докатились до Франции

Второй по величине сделкой квартала стала покупка французского интермодального оператора перевозок GEFCO. Основанная в 1949 году европейская компания в первую очередь занимается транспортировкой комплектующих и готовых автомобилей Peugeot Citroen и General Motors. В 2011 году компания перевезла 4 млн автомобилей.

При этом бизнес GEFCO не ограничивается только железнодорожными перевозками. Большая часть перевозок (50%) проводится при помощи автомобильного транспорта, еще 30% — морским транспортом, и только 20% по средством железной дороги. Всего в парке компании 3500 контейнеров, 3800 вагонов и 30 судов. В основном компания работает в Западной Европе.

Для РЖД GEFCO стала первым крупным активом в Европе, отмечает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «В первую очередь российская монополия приобрела не столько подвижный состав, сколько эффективные технологии в области логистики. У РЖД уже есть собственное подразделение в области логистики грузов и поставок, и монополия впоследствии могла бы объединить его с GEFCO», — допускает эксперт.

Источник: bfm.ru

Система Orphus

Знаешь больше? Сообщи!

Понравился материал?  
Регистрация
Забыли пароль?

Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте