Опрос

Активных опросов пока нет. Можно посмотреть результаты предыдущих голосований.


15 июня 2012 года

Курс на повышение

Несмотря на то, что рубль смог несколько вернуть резко утраченные в начале июня позиции, рост цен в различных категориях уже начался. Местные торговые сети, строящие бизнес, в основном, на импорте, вслед за падением цен на нефть и рубля будут минимизировать свои риски и в скором будущем собираются повышать цены на товары.

Турбулентность на валютном рынке продолжается – доллар и евро то стремительно растут, то падают при валютных интервенциях Центробанка РФ, то вновь начинают ползти вверх.

«Многие игроки рынка «уводят» свои активы в американскую валюту, которая одновременно провела „ралли“ и по рублю, и по евро, — комментирует ситуацию директор филиала «БКС Премьер» во Владивостоке Алексей Исаков. — Следовательно, пара евро/доллар стремится к единице, что конечно не очень выгодно для западных стран. Укрепление Евро происходит меньшими темпами, в случае выхода Греции из Еврозоны — котировки валюты могут показать исторические минимумы. Сохраняется высокая вероятность этого события».

Оптимизма не внушает и динамика цен на нефть, от которой во многом зависит состояние российской экономики. В начале июня котировки цены на нефть марки Brent пробили «психологическое дно» в 100 долларов и до сих пор не могут «зафиксироваться» выше данного уровня.

«Подобная динамика связана с негативным влиянием европейского долгового кризиса на промышленное производство, в результате чего спрос на сырье резко снизился. — поясняет ведущий аналитик-консультант МАБТ, официальный партнер ГК«FOREX CLUB» (РФ и СНГ), Владивостокский филиал Сергей Калашников, — В первую очередь, на цены давит рост опасений относительно замедления экономики Китая. Риск снижения потребления энергоресурсов в Поднебесной не позволяет ценам на сырье вернуться к отметкам, достигнутым в I квартале этого года».

Бивалютная корзина, по заявлению ЦБ, не может быть дороже 41 рубля, значит, потолок для укрепления доллара составляет примерно 35 рублей, для евро — 45 рублей, напоминает специалист. Однако в последние дни весны появлялись и более пессимистичные предсказания – отдельные эксперты предсказывали «обрушение» национальной валюты до 40 рублей за единицу американской валюты. По мнению Алексея Исакова, это «фантастическая» цифра, такой вариант реален в сценарии с распадом ЕС и крахом евро, в остальных случаях спекулятивный рост курса доллара будет смягчен валютными интервенциями ЦБ РФ, которые будут повторяться при преодолении долларом отметки в 33 рубля.

В любом случае, подобные колебания негативно сказываются на покупательской способности.

«Простые граждане проигрывают, поскольку на свои рубли могут купить меньше, ведь весь импортный товар дорожает. А поскольку у нас и в продовольствии, и в ширпотребе доля импорта составляет процентов 70, то удар по карману простых граждан получается очень ощутимый. Особенно это сказывается на тех, у кого фиксированный доход в рублях, — на пенсионерах и бюджетниках», - рассказал доктор экономических наук, директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский.

Электроника и бытовая техника «завязаны» на курсы основных валют. Компании-продавцы данной продукции не могут не реагировать на их колебания. Избежать повышения цен возможным не представляется, большая часть российского рынка по-прежнему зависит от импорта (уровень которого по отдельным оценкам достигает 80%), в том числе и его отраслевые сегменты, производящие отечественные товары из импортных комплектующих. Новые контракты для ритейлеров становятся дороже в рублях, а обязательства в валюте остаются неизменными и даже могут возрастать.

При «удешевлении» рубля покупатель, прежде всего, тратит на продукты, топливо и услуги ЖКХ, чем на технику и зачастую не обращает внимание на динамику цен в данном сегменте. Тем не менее, исследование, проведенное порталом mail.ru на основании почти 15 млн. предложений на торговых площадках данного ресурса, показывает, что многие потребители – 63% опрошенных – почувствовали повышение цен на технику. Но только 23% из опрошенных приобретают электронику, а 3% - бытовую технику для того, чтобы их сбережения не пропали.

По данным вышеприведенного исследования почти на 15% выросли цены на телевизоры, на 9% - на бытовую технику. Цифровая техника в сегментах «ноутбуки», «мобильные телефоны», «планшетные компьютеры» показывает рост цен в среднем на 2,4–5,4%.

Подобных скачков рынок ритейла цифровой и бытовой техники не видел с прошлого года. Благодаря укреплению рубля летом 2011-го и «эрозии» цен, особенно на цифровую технику, связанной с постоянным обновлением модельного ряда, многие товары стали более доступными. Ритейлеры отмечали рост продаж фотоаппаратов, планшетников, смартфонов.

Сейчас же, все игроки рынка ритейла техники, как и в предыдущие периоды, постараются обезопасить себя от повторения событий 2008-2009 годов и вернуть вложенное. Это произойдет не сразу, а по мере снижения запасов на складах, сделанных при более сильном рубле.

«Пока представители нашего рынка внушительного падения продаж не ожидают — пессимистичный сценарий 1998 или 2008 годов вряд ли повторится. Это подтверждается тем, что большинство ритейлеров цены пока не повышают, скорее, прослеживается сезонное снижение на определенные группы товаров, — поясняет коммерческий директор сети магазинов «Домотехника» Олег Косенко. — Ряд цен остается зафиксированным. Представители удерживают их на определенном уровне от месяца до квартала, но это в те периоды, когда сильных потрясений на рынке не наблюдается. К тому же, роль „антикризисной прослойки“ могут сыграть запасы техники на складах каждого из ритейлеров, которые будут реализоваться, в основном, по установленным ценам. Но сколько продлится данный период — сказать сложно. Изменения могут последовать и в ближайшее время, если курс рубля продолжит подобные резкие колебания. И когда складские остатки будут практически реализованы, игроки рынка будут менять цены в сторону увеличения. Для минимизации рисков производители, а за ними — и ритейлеры будут вынуждены привязывать цены напрямую к курсу доллара, соответственно стоимость техники будет подниматься вместе с ростом доллара и евро в соответствии с действиями европейских, азиатских и заокеанских корпораций».

Производители постараются избежать одномоментных ценовых скачков, но, вряд ли, это коснется популярных мировых брендов. Снижение цен на них возможно лишь в случае выхода на рынок более современных, «свежих» моделей и, соответственно, снижения цен на предыдущие в модельном ряду производителей продукты. Удержать цены, например, на Apple или Sony будет сложно. Как показывает упомянутое исследование, уже сейчас телевизоры японского гиганта подорожали на 5,5%, «яблочные» планшеты – на 3,9%, а популярные во всем мире смартфоны с «надкусанным яблоком» - на 0,7%.

Резко за месяц подорожал и юань – китайская валюта совершила резкий скачок, аналогичный тому, что произошел осенью прошлого года, обновив свой максимум за все время официальных торгов в России. Надеяться, что валютные колебания особо не скажутся на ценах на товары из Поднебесной, не приходится. Пока за 10 юаней дают не меньше 51 рубля. Цифровой флагман КНР Lenovo, по данным приведенного исследования стал на 1,6-3,3% дороже в различных категориях.

Пока на рынках – «напряженное спокойствие». Все игроки пристально следят за развитием ситуации и формируют стратегии реагирования на рыночные изменения, отмечают финансисты.

«Ситуация неопределенная. Мы можем только делать предположения о дальнейшем сценарии развития. У России есть шанс пройти данную ситуацию без особых потерь. Многое будет зависеть от развития событий в Греции, Испании, Италии, от процессов в странах ЕС. Все это сейчас вносит некоторую напряженность. Если произойдет падение спроса на энергоносители, то это неизбежно приведет к дальнейшему ослаблению рубля. В целом, если будет наблюдаться подобная тенденция роста курса валют, это, вероятно, может привести к повышению спроса на потребительские товары», - говорит Управляющий региональным офисом ВТБ24 в Приморском крае Александр Вялков.

Выстоять в непростых условиях смогут те продавцы, которые смогут построить доверительные отношения со своими покупателями/ аудиториями, смогут определить гибкую линию взаимодействия с производителями и брендами и представят в своих сетях наиболее интересный с точки зрения посетителя бренд-микс, будут иметь широкую по объему, глубоко проанализированную и постоянно пополняемую базу лояльных клиентов и осуществят ожидаемые покупателями шаги – реализацию определенных программ, акций, направленных на снижение затрат покупателей.

 

PrimMarketing 

Система Orphus

Знаешь больше? Сообщи!

Понравился материал?  
Регистрация
Забыли пароль?

Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте