Опрос

Активных опросов пока нет. Можно посмотреть результаты предыдущих голосований.


15 декабря 2011 года

Краудсорсинг как бесплатный маркетинг

Когда перед бизнесом встают новые задачи, то для их решения компании начинают привлекать профессионалов. Но дефицит специалистов на рынке только возрастает, и поиск с каждым годом становится более длительным и дорогим удовольствием. Чтобы решить эту проблему, на Западе не так давно, но довольно успешно стали применять технологию краудсорсинга. Постепенно ее начинают использовать и в России.

Для того чтобы рассказывать о плюсах и минусах новой технологии, специалисты рекомендуют для начала определиться в понятиях, так как значений у краудсорсинга довольно много. Дословно название нового маркетингового инструмента происходит от соединения английских слов crowd (толпа) и sourcing (подбор ресурсов). Термин впервые введен писателем Джеффом ХАУИ и редактором журнала Wired Марком РОБИНСОНОМ в июне 2006 года. С тех пор термин вошел в обиход маркетологов, а технология была принята на вооружение бизнесом.

Область применения данной методики довольно обширна — одни компании используют ее для получения обратной связи от потребителей, другие — для генерации новых идей, третьи — для того чтобы узнать взгляды на развитие компании у собственных сотрудников.

«Краудсорсинг — это работа неопределенного круга лиц за пределами организации над каким-либо проектом в пользу конкретной компании, — рассказывает Ксения НЕСТЕРЕНКО, руководитель направления продаж компании HeadHunter на Дальнем Востоке. — Сам термин появился впервые в США в середине 2000-х годов, хотя проекты, которые можно отнести к краудсорсинговым, известны гораздо раньше и в самых разных странах. Например, размещение фотографий преступников в СМИ и общественных местах, чтобы люди могли помочь полиции в поиске правонарушителей. В коммерческих компаниях краудсорсинг используется чаще всего для улучшения каких-либо пользовательских функций товара. Например, когда компании просят клиентов предложить идеи для усовершенствования своих продуктов. При этом работа выполняется либо на добровольных началах, либо за небольшое вознаграждение, а результаты труда принадлежат компании. Из наиболее известных краудсорсинговых проектов можно назвать проект Wikipedia».

Применяется краудсорсинг и как способ сбора данных для маркетингового исследования, в целях изучения спроса, конкурентной среды, лояльности потребителей к какому-то продукту. Евгения ШУКУРОВА, бранч-менеджер международной рекрутинговой компании Кelly Services на Дальнем Востоке определяет краудсорсинг как своеобразную «обратную связь» от массовых потребителей того или иного продукта на рынке к производителю. «Обычно краудсорсинг используется на этапах запуска или перезапуска продукта, идеи. Механизм достаточно прост — потребителям предлагают высказаться на основании своих потребностей относительно данной инновации, идеи, продукта. В последнее время такая обратная связь от потребителей предполагает небольшое вознаграждение. Например, недавно сайт KupiVIP.ru использовал краудсорсинг для переработки слогана», — рассказывает эксперт.

Наталья КОВАЛЕНКО, директор сети филиалов «АНКОР» на Дальнем Востоке, считает, что эта методика может использоваться в самых разных направлениях бизнеса — научных разработках, интернет-технологиях, производстве, маркетинге. Она позволяет любому желающему принять участие в создании или доработке того или иного продукта, сэкономить средства и уменьшить риск при выходе товара на рынок.

В маркетинговой литературе описано множество успешных примеров использовании технологии краудсорсинга. Например, самая знаменитая сеть кофеен Starbucks запустила сайт MyStarbucksidea.com, на котором пользователи делятся мыслями о том, как можно улучшить работу заведений. За два года работы на сайте появилось больше 20 тысяч идей, 50 лучших были реализованы. При таком использовании «толпы» генерация достигается бесплатно. А в качестве бонуса — обратная связь от клиентов.

Еще один успешный опыт использования технологии продемонстрировала компания Ford, запустив совместно с сайтом Filmaka.com конкурс: люди должны были снимать рекламные ролики, посвящённые автомобилю Ford Mustang. Лучшие показывались по телевидению, а победитель получил приз — новенький Ford Mustang. Интересно, что ролики, снятые энтузиастами, в большинстве оказались очень качественными. Таким образом, фирма почти до нуля сократила затраты на работу профессиональных рекламщиков.

В России краудсорсинг применяется в последнее время достаточно активно, правда, несколько в ином ключе, чем на Западе. Открыто о применении новой технологии заявил недавно глава Сбербанка Герман ГРЕФ: он считает краудсорсинг главным прорывом в области управления в XXI веке, который позволяет привлечь к решению масштабных задач «коллективный разум». Герман Греф приводит три примера использования краудсорсинга Сбербанком. Во-первых, это система «Биржа идей», посредством которой каждый сотрудник Сбербанка может подать предложение по улучшению работы банка. Благодаря «Бирже идей» в 2011 году Сбербанк сэкономит около 17 млрд рублей. Во-вторых, поиск талантливых высокопотенциальных людей внутри банка — «краудстаффинг». Еще одна инициатива Сбербанка, основанная на принципах краудсорсинга, — это совместный благотворительный проект Сбербанка и фонда «Подари жизнь», в рамках которого в 2008 году была выпущена первая в России благотворительная карта VISA «Подари жизнь». Когда держатель карты оплачивает покупку или услугу в размере 1000 рублей, 6 рублей поступает на счет фонда помощи детям, больным лейкемией.

Используют технологию краудсорсинга и в других компаниях. Татьяна ФЕДУЛОВА, начальник отдела по работе с персоналом банка ВТБ24 в Дальневосточном федеральном округе, говорит о том, что в чистом виде краудсорсинг в банке используется довольно редко. Но какие-то элементы работы с «коллективным разумом» применяются достаточно активно. «Например, стратегические сессии, в ходе которых сотрудники собираются вместе и обсуждают конкретные задачи, предлагают нестандартные пути их решения. Это очень эффективный метод, ведь одна голова — хорошо, а две и более — еще лучше. Главное правило, чтобы в ходе такого обсуждения участники предлагали смелые идеи. Ведь при ближайшем рассмотрении даже самые нереальные варианты имеют рациональное зерно. Встречи в таком формате дают возможность сотруднику высказаться, озвучить свою точку зрения и быть услышанным. Такая командная работа — важная составляющая успеха любого предприятия», — говорит HR-специалист.

«В бизнес-среде в России и на Дальнем Востоке в частности краудсорсинговых проектов пока единицы, — говорит Ксения Нестеренко. — Хотя в других сферах они не редкость, просто мы не используем термин „краудсорсинг“, когда говорим о них. Хотя, например, совместный поиск пропавших детей, с привлечением людей из самых разных сфер, тоже можно отнести к краудсорсинговым проектам».

Несмотря на то что технология применяется пока не повсеместно, перспективы краудсорсинга в России и на Дальнем Востоке эксперты оценивают довольно оптимистично.

«Перспективы краудсорсинга представляются мне достаточно радужными, — говорит Наталья Коваленко. — Преимущества для компаний очевидны — привлекая аудиторию к участию в таких проектах, можно серьезно сэкономить. А, например, молодые специалисты, поучаствовав в краудсорсинговых проектах, могут получить необходимый опыт и претендовать на реальные вакансии в компаниях».

«Несомненно, краудсорсинг как вид получения обратной связи от потребителей считается одним из самых эффективных по количеству высказывающихся и полученным в итоге идеям и корректировкам, — считает Евгения Шукурова. — В скором будущем большинство корпораций, в том числе и Дальнего Востока, будут отдавать предпочтение именно этому виду получения обратной связи от потребителя».

Ксения Нестеренко говорит о том, что существует тенденция роста краудсорсинговых проектов. «Пока большинство компаний не до конца осознают все преимущества и особенности таких проектов. Но постепенно их число будет возрастать. Соответственно, потребуются и квалифицированные менеджеры, которые смогут управлять такими проектами, а также люди, готовые взяться за эту работу и обладающие необходимым опытом. По нашим оценкам, через 5 лет такие специалисты смогут получать в Москве от 250 тыс. рублей, но серьезного конкурса на вакансию все еще не будет. В среднем даже в столице на одну вакансию будет приходиться чуть больше одного резюме», — говорит она.

Запросов на позиции «менеджер по краудсорсингу» в рекрутинговые компании Дальнего Востока пока не поступало. «Вакансий таких очень мало в принципе, а у нас на Дальнем Востоке подобные пока и вовсе не встречаются, — говорит Наталья Коваленко. — Многие российские компании в разной степени следят за тем, какова реакция пользователей на их продукт, некоторые привлекают потребителей к разработкам новых решений и услуг, но на создание специальной должности менеджера по краудсорсингу пока не решаются. Функции краудсорсера могут выполнять другие подразделения — маркетинг, PR, менеджеры интернет-проектов. Я думаю, что с учетом скорости развития интернет-технологий, появления таких специалистов в России можно ожидать в самое ближайшее время».

Источник: zrpress.ru

Система Orphus

Знаешь больше? Сообщи!

Понравился материал?  
Регистрация
Забыли пароль?

Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте