Опрос

Активных опросов пока нет. Можно посмотреть результаты предыдущих голосований.


3 ноября 2011 года

Торговые центры живут по инерции

Три года назад, т.е. в самом начале кризисного периода, эксперты прогнозировали, что для удержания арендаторов торговым центрам придется либо снижать арендные ставки, либо заняться своим качественным преобразованием. Произошли ли желанные изменения?

Если бегло прочитать сегодняшние отчеты экспертов, то может сложиться впечатление, что рынок владивостокской коммерческой недвижимости снова превратился в «рынок арендодателя» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хотя, согласно исследованию ООО «Индустрия-Р», в третьем квартале 2011 г. в ведущих торговых центрах Владивостока произошло снижение средней арендной ставки на 5,8% по сравнению со вторым кварталом. Однако, как выяснилось, снижение ставок наблюдается далеко не во всех ТЦ и не на самые проходные площади. Так, в «Универсаме» сказали, что небольшое падение есть и связано это с уменьшением покупательской активности и снижением оборотов торговли, которые наблюдались в летний период. В этих условиях спрос на аренду снизился, потянув за собой ставки.

В ТЦ «Максим» снижения ставок не происходило уже несколько лет, составляя 2,4 тыс. руб. за м2 с первого по второй этаж. Сергей Арбузов, директор торгового центра «Максим»: «В нашем торговом центре ставки остаются на прежнем уровне. А что касается наполняемости, то она стопроцентная».

Представитель «Центрального» сказал, что ставки у них также не снижались, а наполняемость остается на прежнем уровне. Кстати, если сравнить показатели 2008 г. (4 тыс. за «квадрат» на втором этаже) с нынешними (4,5 тыс. руб.), то, выходит, ставки в «Центральном» даже повысились.

По словам экспертов, конкуренция на рынке аренды торговых центров возникает лишь за эксклюзивные проекты, обладающие очень хорошим местоположением и идеальными внутренними характеристиками, которые арендаторы хотят получить именно сегодня. В таких зданиях действительно происходит рост ставок, а сами предложения уходят с рынка довольно быстро. Совершенно противоположная ситуация складывается на объектах, не дотягивающих до приличного уровня. В таких зданиях по-прежнему уместен торг, а управленцы скрепя сердце вынуждены идти на уступки арендаторам.

Роман Максимов, исполнительный директор Дальневосточной гильдии управляющих и девелоперов: «Площадки, располагающиеся на высоком пешеходном трафике, уже разобраны, и на их аренду, как правило, заключены договора длительной аренды, т.е. они исключаются из „списка предложения“, и снижение цен — номинально, т.к. предметом анализа являются исключительно площади с низкой проходной способностью. А на „жирные“ площади ставка стабильно высокая.

Что касается изменений в подходе к позиционированию, то за три года ничего не изменилось. И не могло бы измениться, поскольку понятие „позиционирование“ подразумевает под собой наличие у предмета каких-либо явных отличительных качеств от конкурентов. Т.е. выраженную концепцию, чем торговые центры приморской столицы похвастаться не могут. Причем совершенно понятны причины этого: девелоперы детально берутся за разработку концепции объекта не на этапе проектирования, а незадолго до начала сдачи в аренду площадей, и, как следствие этого, появляются проблемы, обусловленные невозможностью технической реализации поставленных задач. Далее следует низкокачественная адаптация концепции к техническим возможностям в условиях дефицита времени, что обычно приводит к созданию формата „доходный дом“. Иногда они вообще предпочитают не тратить время и средства на профессиональную разработку концепции или реконцепции торговых центров, а также комплексный брокеридж».

Чуть ли единственным глобальным изменением можно считать преобразование открытых рынков в крытые, которое повлекло за собой строительство новых торговых центров на 2-й Речке, Спортивной, а также на м. Чуркина (ТЦ «Черемушки»). Поэтому заявления игроков на коммерческом рынке недвижимости, убеждающих всех заинтересованных в том, что времена изменились, стоит расценивать как обычные заклинания, которыми во время кризиса прославились, например, риэлторы и девелоперы в жилом сегменте.

«Один из наших магазинов находится в торговом центре „Гранд“, — говорит Ирина Чебанова, директор магазинов одежды PrimaVera. — В кризисный период руководством этого ТЦ ничего не делалось для того, чтобы удержать арендаторов». По словам опрошенных арендаторов, наиболее острый период кризиса ознаменовался оттоком предпринимателей из ТЦ. Пассивность руководства торговых центров по отношению к видоизменению форматов (многие из них не имели и не имеют продуманной навигации и грамотного разделения на зоны для определенных категорий товаров), а также нежелание вкладывать средства в рекламу только усугубляли ситуацию для торговцев, не оставляя надежд.

Ирина Чебанова: «Какое позиционирование?! Посмотрите на ТЦ „Европейский“. Снижения ставок там не происходит, и, напротив, в связи с тем, что оплата производится в долларах, рост курса послужил причиной увеличения стоимости аренды. Наряду с этим происходит снижение покупательной способности, что отчасти связано с ростом цен. А руководство ТЦ между тем не занимается его продвижением, на которое так надеялись предприниматели, снимая торговые площади. Поэтому и начался отток арендаторов».

Источник: "Конкурент"

Система Orphus

Знаешь больше? Сообщи!

Понравился материал?  
+1
3 ноября 2011 в 11:14
|
Показать комментарий?
Почему-то акцентировали внимание на том, что именно Европейский не занимается продвижением - хотя на слуху в последнее время только он и есть. Достаточно активное продвижение идет по радио, в журналах реклама есть...
Хотя по факту главная задача ТЦ подобрать хороших якорных арендаторов, которые поднимут посещаемость.. Вот Европейский может записать себе в плюс, то то они смогли перетянуть к себе из Центрального несколько значимых магазинов.
–1
3 ноября 2011 в 14:33
|
Показать комментарий?
ТЦ Европейский на самом деле отвечает достоино своему названию.... У него не только грамотная PR-реклама, но и хорошее место-расположение. Сейчас в центр выбраться проблемотично, а на второй речке сосредоточенно большое количество человек, которые пользуются услугами, которые предоставляют ТЦ. Поэтому арендаторам даже можно не париться по снижению арендной платы в ТЦ Европейский.
0
4 ноября 2011 в 18:16
|
Показать комментарий?
Он хорошо оборудован, достойно выполнен, но мал для того чтобы соответствовать своему названию (или например тезке в Москве, на Киевском).
Арендодатели по слухам, там тоже не сахар.



0
5 ноября 2011 в 11:36
|
Показать комментарий?
Тут дело в том, что сравнение идет на местно уровне.... А если сравнивать с ТЦ европы или далеко не ходить в том же Китае (я имею в виде номральные города Китая - Харбин, Далянь, Пекин...), уровень наших и их ТЦ далеко не тот. Пример, нормального, по меркам запада ТЦ... подземная парковка и не на 15 машин, а на пол сотни как минимум, магазины разного рода, где можно найти от карандаша, до машины, все возможные кафе, бары, рестораны, детские плащадки, много всевозможных развлечений и работают такие ТЦ круглосуточно. А наши, что? ничего((( поэтому нам еще далеко замахиваться на этот уровень...
0
7 ноября 2011 в 18:53
|
Показать комментарий?
>> номральные города Китая - Харбин, Далянь, Пекин
да чего стесняетесь, впишите еще Суньку с Хейхэ – чем не нормальные города ))
+1
8 ноября 2011 в 9:16
|
Показать комментарий?
мы сейчас не города обсуждаем, а наши ТЦ!!!
0
8 ноября 2011 в 13:58
|
Показать комментарий?
согласен, придрался. Просто Вы уж извините, но че-т до сих пор ищу эти идеальные ТЦ в ваших этих нормальных городах. Получается все равно так, что в один ты едешь целенаправленно пожрать, во второй купить чай-пирожные, а в третий за конкретной маркой. Здесь тоже далеко все не идеально, культура потребления только формируется. Но здесь хотя бы есть клиентская масса, у нас же и ее нет.
0
13 декабря 2011 в 17:20
|
Показать комментарий?
У нас основная проблема с площадями. Нету столько земли, чтобы построить нормальный большой ТЦ с серьезными "якорями" и большими парковками. И не то, что в центре, загородом большой участок не найдешь
0
13 декабря 2011 в 17:59
|
Показать комментарий?
А что до концепции - боюсь, что местный игроки и на сотне га построили бы безконцептуальные крытые рынки.
Уровень девелопмента у нас не тот.
+2
3 ноября 2011 в 18:08
|
Показать комментарий?
в любом случае у всех т/ц проблема с парковками... куда не плюнь, машину ставить не где... все прилегающие парковки в лучшем случае на 10-15 машин
0
4 ноября 2011 в 18:33
|
Показать комментарий?
Машин много, да? Пробки. парковки все заняты, плюнуть некуда. А говорят, живут плохо, Путиным недовольны...
0
7 ноября 2011 в 18:38
|
Показать комментарий?
кто сказал, что плохо живем?! я точно не говорила... но и хорошо тоже не могу сказать...
Регистрация
Забыли пароль?

Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте